Как избежать контрактур? Как не превратить жизнь в сплошную реабилитацию? Как научиться бережно перемещать неходячего ребёнка, при этом не надрывая собственную спину?

Часто в поиске ответов на эти вопросы педагогам, дефектологам и родителям особых детей приходится набивать шишки. Участники семинаров физического терапевта Ирины Покровской (г. Санкт-Петербург), которые прошли в Центре «Дорогою добра» с 24 по 27 июня, признаются, что совершали много промахов в перемещении особых детей. Новые знания в будущем помогут этих ошибок избежать. И не только знания. Но и собственный телесный опыт. Каждую манипуляцию ведущая предлагала сначала попробовать на себе.

[su_quote cite=" Юлия Ларионова, педагог-дефектолог коррекционной школы г. Котельнича"]Я работаю с 9-летней девочкой, которую однажды мне просто принесли, положили на коврик и сказали «Делай». Целый год я с ней работала, сейчас она уже может передвигаться. Но с точки зрения позиционирования некоторые вещи я делала неправильно. Вес ребёнка позволял, поэтому мне не было трудно. Но я понимаю, что дальше так нельзя. Детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) становится всё больше, сейчас у нас набрали новый класс, где все дети неходячие. Поэтому семинар для меня был очень информативен. Мы побывали в роли «испытуемых», попробовали на себе разные способы перемещения, позиционирование. Пока сам не испытаешь, до конца трудно понять, что чувствует ребёнок. Сейчас я буду бережнее к детям, не буду «хватать» за те места, которые не надо, и буду лояльнее относиться к своему здоровью.[/su_quote]

[su_quote cite="Ирина Мальцева, педагог Центра Дорогою добра"] Благодарю за возможность прожить каждое движение. Когда 15 минут посидишь на стуле, понимаешь через тело, зачем менять его положение. И понимаешь, насколько важно позволить ребёнку самому проявить активность, на которую он способен.[/su_quote]

Ведущая семинара Ирина Покровская говорит, что часто в медицинские учреждения приходят специалисты, которые учились по учебникам 60-80-х годов и не имели реальной клинической практики. Они не знают, какие компоненты движения надо тренировать, чтобы избежать вторичных нарушений. В результате жизнь семьи с неходячим ребёнком превращается в сплошную реабилитацию с её множественными затратами – материальными и эмоциональными.

[su_quote cite="Ирина Покровская, физический терапевт"]По большому счету мы говорим о постуральном менеджменте – о поддержании позы в течение дня. Об адекватном сопровождении в течение жизни. Опираемся на опыт западных коллег и доказательную медицину. Если этот опыт применять, к определенному возрасту вторичных нарушений у ребёнка не будет, зато будет высокая мотивация к двигательной активности, сопровождение будет проходить легче и эмоционально ребенок станет стабильнее.[/su_quote]

Ирина Покровская приводит в пример своего 21-летнего знакомого, который, имея тяжёлый 4 уровень ДЦП, прекрасно ездит на четырёхколёсном велосипеде, пользуется активной коляской, у него нет деформаций и контрактур. И это не результат лечения, это адекватное сопровождение в течение жизни. Зная риски, грамотный специалист умеет их предупреждать.

[su_quote cite="Анна Долгачева, специалист по адаптивной физкультуре Специального центра развития детей «Гармония» г. Брянска, кандидат педагогических наук"]Мне понравилось, что Ирина очень доступно объяснила основы движения, его механику, как формируется навык и для чего он нужен. Часто нам проще сделать всё самим за ребёнка, но оказывается, у детей даже с самыми тяжелыми нарушениями должна быть своя двигательная активность. Ирина дала понять, что не стоит торопить события, нужно дать ребёнку возможность самому двигаться. Иногда — просто досчитать до 20 , чтобы он сам начал действовать. Когда у ребёнка получится, у него будет эмоция, а значит и желание повторить. Это сильно облегчит жизнь его семьи в будущем.[/su_quote]

Участники семинара говорят, что полученные знания и им позволят легче справляться с задачами. Волонтёр Артём Куклин уже даже знает, с какими детьми и какие методики можно будет применить.

[su_quote cite="Артём Куклин, волонтёр"]Помню, когда Богдан упал, я взял его за подмышки, чтобы поднять. Думаю, это было неприятно ему, и я сильно нагрузил свою спину. Сейчас я буду делать по-другому, перемещать с помощью рычагов, перекатов. Очень полезные знания.[/su_quote]

Семинары на тему формирования физической активности у детей с ТМНР организованы АНО "Новые перспективы" в сотрудничестве с "Дорогою добра". Они проведены на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Человек-праздник

Ярославу 8 лет, он - фанат "Короля  шута" и у него ДЦП. Как занятия с физическим терапевтом помогают ему развиваться и поддерживать репутацию человека-праздника. 
09.10.2023

Как узнать уровень интеллекта

Узнать интеллект у неговорящего ребёнка - задача не из лёгких. Но выполнимая. Если специалист владеет современными методиками  диагностики. Leiter-3 - одна из них.  03.10.2023