Красный автобус сопровождает Яна везде – дома, на прогулке, в школе и даже в бассейне. Ольга показывает керамическую тарелку, которую Ян сделал на занятии в мастерской центра «Дорогою добра». На тарелке – отпечаток любимой машинки.

Как все начиналось

Беременность протекала идеально. Идеальные анализы, идеальное самочувствие. Но…тяжёлые роды и новость от врачей в родзале «с ребёнком что-то не так». Сразу после роддома Ольга с Яном попали в отделение неврологии. Врачи видели, что ребёнок ведёт себя необычно, но долго не могли понять, что с ним. Диагноз "аутизм" ему поставили только ближе к 4 годам.

Сейчас Яну 11. Он не говорит, но внимательно слушает мамину речь, особенно эмоциональную, отвечает вокализацией, а настроение передаёт глазами, движениями, интонациями. Сейчас он уже умеет цивилизованно выражать своё мнение, слушает и спрашивает других. И это большое достижение, говорит Ольга.

Всё раннее детство Ян провел в двух состояниях – спал или плакал. Из равновесия его выводило всё:  от освещения до общества людей. То время Ольга вспоминает с ужасом. Любой пустяк вызывал у него приступ паники. Ян мог долго лежать на полу, биться в истерике, кусаться и рыдать. Перепробовали многое, в том числе безглютеновую диету и АБА –терапию Юлии Эрц. Последняя, кстати, помогла. Она предлагает способы исключения нежелательного поведения. Если раньше Ян каждый 30 минут устраивал ревизию кухонного гарнитура в поисках печенья, то сейчас каждые полчаса Ольга выставляет тарелку со сладостями на стол. Простая поведенческая терапия сильно улучшила качество жизни семьи.

Ещё легче стало после того, как Ольга привела Яна в центр «Дорогою добра». Она познакомилась с педагогами и дефектологами, которые объяснили, что такое аутизм и как с ним жить. Центр стал для семьи вторым домом. Ольга, дизайнер по образованию, стала одной из тех, чьими руками создавалось уютное помещение на ул. Розы Люксембург. Она помнит, что когда выбирала ламинат, красила стены в центре, понимала, что они с Яном здесь надолго.

Прячемся в трубу 

На занятии по физкультуре в центре «Дорогою добра» после каждого упражнения Ян прячется в мягкую трубу и закрывается большим мячом. Так он отдыхает, рассказывает его педагог Рустам. У детей с аутизмом трудности с обработкой информации. Если обычный человек воспринимает только 1%, то люди с РАС – 2% и больше, они просто не справляются с потоком и нуждаются во внешних рамках.

Самые любимые занятия Яна – закутаться в гамак в Доме совы или долго качаться на качелях. Несмотря на то, что Ян не говорит,  Ольга очень надеется, что это случится. Речь может появиться внезапно после яркого эмоционального события или благодаря интенсивным занятиям.

Педагог Яна Рустам говорит, что за последний год мальчик сильно изменился, он стал более послушным и сосредоточенным. Основной метод, который помогает Яну и таким, как он, это сенсомоторная интеграция. Она меняет способ переработки аутичным мозгом поступающей информации.

Внешне это выглядит как игра – Рустам громко хлопает по ладошкам Яна, просит залезть в трубу, а потом катает его по полу. Это насыщает ребёнка теми ощущениями, которых ему не хватает и снижает чувствительность к другим стимулам, например, свету ламп, звуку или запаху.

Не только физкультура, но и занятия в школе и в бассейне делают своё дело. Ян успешно учится в 3 классе и не на домашнем обучении, а вместе с другими ребятами.  Плавает в бассейне и уже научился нырять и задерживать дыхание под водой. Правда, всё это он соглашается делать только в компании красного автобуса.

Ольга говорит, что сейчас, пожалуй, самое счастливое время. С Яном уже можно договориться, он слушается и не плачет по любому поводу. Хотя по-прежнему очень нуждается в ритуалах и сильно переживает, когда что-то идёт не так. 

Ритуалы – наше всё

Ольга с Яном идут после занятий в центре в сторону дома. Маршрут всегда один и тот же. Обязательный пункт программы – покупка мороженого. Это один из необходимых ритуалов, которые примиряют Яна с миром. Были и ещё более экзотичные, рассказывает Ольга. Например, был период, когда Ян соглашался ездить только на троллейбусе определённого номера и цвета, приходилось возить с собой похожую табличку. А однажды он решил, что будет выходить из дома только с «Уголовным кодексом РФ», ему нравилось трогать книгу, держать её в руках, наблюдать ритм строчек.

Сейчас эти особенности Яна Ольге кажутся милыми и даже забавными, но было время отрицания и полного упадка сил. Спокойствие наступило только тогда, когда удалось сформировать рядом команду педагогов, дефектологов,  медиков и, конечно, сочувствующих и понимающих друзей.

Ольга вовремя уловила сигналы и вместе со специалистами начала необходимую коррекцию, теперь у Яна есть все шансы максимально адаптироваться к жизни в обществе.

Задача центра  – предоставить такую возможность как можно большему числу детей с особенностями и их родителям, помочь справиться с эмоциями и дать им доступ к эффективным методикам. Поддержать нас можно здесь.

Человек-праздник

Ярославу 8 лет, он - фанат "Короля  шута" и у него ДЦП. Как занятия с физическим терапевтом помогают ему развиваться и поддерживать репутацию человека-праздника. 
09.10.2023

Как узнать уровень интеллекта

Узнать интеллект у неговорящего ребёнка - задача не из лёгких. Но выполнимая. Если специалист владеет современными методиками  диагностики. Leiter-3 - одна из них.  03.10.2023