Кафе, в котором работают официанты с синдромом Дауна, мастерская, где трудятся художники без рук… Во всем мире люди с инвалидностью успешно занимаются полезным для общества трудом. Для того, чтобы в России это стало не экзотикой, а нормой, нужны условия и люди, готовые их создавать.

Вторых, к счастью, всё больше, а значит, есть надежда, что и с первым всё наладится. Конференция «Шаг к взрослой жизни: от творческих  мастерских для детей и подростков с особенностями развития к их профессиональному обучению», которая прошла 21-22 августа в Центре «Дорогою добра» собрала более 80 человек, заинтересованных в теме. Среди них представители НКО, Института развития образования Кировской области, школ, интернатов, детских садов, реабилитационных центров, центров социальной помощи, министерства соцразвития.

Как обучить детей с особенностями взрослой деятельности? С чего начинать? Как сделать так, чтобы они смогли себя реализовывать и при этом были полезными обществу?

В Кирове, да и в стране в целом, профессиональное обучение ребят после коррекционных школ – редкость, и это касается только детей с лёгкими нарушениями. Опыт московского колледжа №21 убедил участников конференции, что обучить профессии и настоящей взрослой занятости можно всех.

С 2006 года колледж реализует адаптированные программы профобучения. 172 человека с 1 и 2 группами инвалидности там получают профессии ткача, швеи, садовника, столяра, брошюровщика, керамиста. Срок обучения – 3 года 9 месяцев, по окончании выпускники получают диплом и помощь в трудоустройстве.


[su_quote cite=" Ольга Волкова, руководитель ЦСА и ПП ГБПОУ ТК №21"]Мы хотим не единичных примеров, а системных изменений. Количество детей с нарушениями развития во всем мире катастрофически растёт, поэтому волей-неволей заниматься этой проблемой надо. Если ранняя помощь, дошкольная и школьная у нас худо-бедно в стране организована, то дальше – страшно. Профессиональное обучение таких детей должно быть на стыке образования и соцзащиты. Без первого это будет «детский сад для взрослых», без второго просто не справится.[/su_quote]

Но пока система образования не слишком охотно двигается в сторону развития профобучения детей с особенностями. Вот и представители министерства образования Кировской области не нашли возможность прийти на конференцию. А из 17  областных профессиональных образовательных организаций, реализующих адаптированные программы для людей с нарушениями интеллекта, были только сотрудники Кирово-Чепецкого Вятского автомобильно-промышленного колледжа. То, что, по сути, должно делать государство, пока берут на себя общественные организации. Во время конференции участники познакомились с опытом Центра «Дорогою добра», где уже второй год успешно работают мастерские для школьников и подростков: столярная, керамическая, кулинарная, театральная, полиграфическая, анимационная и другие.

[su_quote cite="Елена Лянгузова, руководитель Центра ДОРОГОЮ ДОБРА"]Запрос у семей на занятия в мастерских очень большой. И эти занятия показывают высокую эффективность. Мы видим, что их необходимо расширять и делать на базе школ, реабилитационных центров, центров социального обслуживания.[/su_quote]

Участники конференции не только увидели, как работают мастерские в Центре, но и попробовали себя в роли «мастеров». 

[su_quote cite="Евгения Бачерикова, председатель Костромской региональной общественной организации детей-инвалидов и их родителей ДЕТИ-АНГЕЛЫ"]Наша организация стоит на пороге создания подобных мастерских. Поэтому нам было очень полезно. Много практического опыта, хорошая теоретическая база. Мы считаем «Дорогою добра» маяком во многих вопросах. Идём по следам, а в чём-то просто берем опыт и адаптируем под нашу ситуацию.[/su_quote]

[su_quote cite=" Наталья Надеждина, учредитель Чувашской общественной организации помощи детям-инвалидам с синдромом Дауна СИЛА ДОБРА"]Мы специально приехали научиться гончарному делу. Начнём с гончарной мастерской, дальше будем делать и другие кружки. Профобучение – это желанное будущее, дорога к которому открывается через понимание того, что и в каком виде нужно нашим детям.[/su_quote]

Участники конференции вдохновились опытом мастерских Центра «Дорогою добра» и энтузиазмом педагогов. Теперь есть надежда, что этот пример вскоре станет носить массовый характер. Конференция прошла в рамках проекта «Открываем двери в новое», который реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов.

Человек-праздник

Ярославу 8 лет, он - фанат "Короля  шута" и у него ДЦП. Как занятия с физическим терапевтом помогают ему развиваться и поддерживать репутацию человека-праздника. 
09.10.2023

Как узнать уровень интеллекта

Узнать интеллект у неговорящего ребёнка - задача не из лёгких. Но выполнимая. Если специалист владеет современными методиками  диагностики. Leiter-3 - одна из них.  03.10.2023