Можно ли научить человека с инвалидностью планировать покупки, платить по счетам, готовить и убирать? Реально ли общаться с ним на равных? Могут ли сами ребята с инвалидностью чувствовать себя не просто пациентами, а полезными обществу людьми? Педагоги центра «Дорогою добра» Екатерина Яркова и Елена Братчикова убедились – всё это возможно, если создать условия.

Мультицентр меняет судьбу

Стажировочная поедка в Санкт-Петербург началась с посещения Мультицентра социальной и трудовой интеграции. Это единое пространство для профессиональной подготовки и последующего трудоустройства людей с инвалидностью по 28 специальностям: швея, садовник, керамист, обувщик и другие.

[su_quote cite="Екатерина Яркова, педагог центра "Дорогою добра""] Удивительно, что заказ формирует работодатель, обучение исходит из реальной потребности на рынке труда. Например, нужны операторы стиральных машин, их и обучают. В результате 36% выпускников Мультицентра успешно трудоустраиваются. Екатерина Яркова, педагог центра "Дорогою добра"[/su_quote]

Мультицентр – инновационное учреждение, оно получило государственное финансирование и является единственным в своём роде. Взрослые люди с инвалидностью рассматривают Мультицентр как последнюю надежду на изменение своей судьбы, ведь по словам его директора Ирины Дрозденко, большинство из тех, кто приходит, привыкли, что к ним относятся как к пациентам, не верят в свои силы и, как следствие, находятся в подавленном, угнетённом состоянии.

Мультицентр меняет жизнь ребят с инвалидностью. Этому способствует всё: специально оборудованные классы, особые условия проживания воспитанников, обилие средств для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью. Условия, в которых могут жить и учиться взрослые ребята с инвалидностью, произвели на наших педагогов большое впечатление. Впрочем, как и изделия, которые создают ребята: постельное бельё, аромалампы и аромакамины, поделки из бересты и даже облицовочную плитку.

Кто тут рядом?

Ещё одна модель успешной социализации людей с инвалидностью – центр «Антон тут рядом», созданный для социальной абилитации людей с аутизмом. В центре «Антон тут рядом» подопечных называют студентами: у них есть свои педагоги, творческие мастерские и даже тренировочные квартиры, где они получают базовые бытовые навыки.

[su_quote cite="Екатерина Яркова, педагог центра "Дорогою добра"]В мастерских с ребятами работают мастера с техническим образованием и тьюторы, которые выполняют поведенческую коррекцию, а также  волонтёры, они помогают первым и вторым. Репертуар активностей в центре велик. Например, в столярной мастерской мы видели, как ребята делали карандашницы, в керамической – изготавливали посуду и кулоны, в музыкальной – импровизировали на шумовых инструментах, в переплётной – создавали красивые блокноты из крафт бумаги. Всё очень здорово, одно НО: мало кто из родителей включён в процесс, запроса от них нет. В нашем случае всё иначе – семьи очень активно участвуют в работе «Дорогою добра» и это наше преимущество. Екатерина Яркова, педагог центра "Дорогою добра".[/su_quote]

Но особенно наших педагогов впечатлила тренировочная квартира. В ней уже два года живут пятеро ребят. Их в этом сопровождают волонтёры центра. Ребята учатся готовить, убирать, ходить за покупками, оплачивать счета, планировать бюджет, принимать гостей.

Переносим опыт

[su_quote cite="Елена Братчикова, психолог центра "Дорогою добра""] Нам явно нужно расширять мастерские и начинать работать в сторону трудоустройства подросших ребят с особенностями. А ещё нужно двигаться к мечте – созданию тренировочных квартир и квартир постоянного проживания. Думаю, эту мечту реально осуществить. Елена Братчикова, психолог центра "Дорогою добра". [/su_quote]

Поездка вдохновила наших педагогов на нововведения в группе ребят с особыми потребностями, с которыми они работают. Например, в честь нового года в центре на Егоровской прошла первая танцевальная вечеринка, в ближайшее время расширится ассортимент изделий, которые будет изготавливать наша типография, а в февральских планах – открытие столярной мастерской.

Стажировка в Санкт-Петербурге дополнила серию обучающих поездок этого года. Месяцем ранее педагог Центра Екатерина Яркова побывала в Москве в столярной мастерской «Артель блаженных», свечной, столярной и керамической мастерских фонда "Соединение", мастерских ГБПОУ ТК №21 СП №6 (типографии, отделение дизайна, столярная мастерская, керамическая мастерская, растениеводство, ткачество). Полученные знания легли в основу программы занятий с детьми и подростками с нарушениями развития,а также программы поддержки родителей. Теперь у специалистов Центра есть понимание, как оборудовать новые мастерские, другие педагоги и волонтёры уже включились в работу.

Все стажировки состоялись благодаря средствам гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов на реализацию проекта "Открываем двери в новое" в 2018 году.

У людей с особенностями, как и у всех людей, есть огромный потенциал – профессиональный, творческий, человеческий. Но тяжелый личный опыт и отношение общества заставляет их замыкаться в себе. Всё меняется, когда они попадают в ситуацию успешности и принятия. Наша задача – сделать так, чтобы как можно больше ребят с особенностями имели такую возможность. Вы можете нам в этом помочь.

[su_button url="http://78.108.87.12/help" style="soft" background="#fa3d0a" color="#000000" size="7" center="yes"]Помочь[/su_button]

[leyka_payment_form id=230]

Человек-праздник

Ярославу 8 лет, он - фанат "Короля  шута" и у него ДЦП. Как занятия с физическим терапевтом помогают ему развиваться и поддерживать репутацию человека-праздника. 
09.10.2023

Как узнать уровень интеллекта

Узнать интеллект у неговорящего ребёнка - задача не из лёгких. Но выполнимая. Если специалист владеет современными методиками  диагностики. Leiter-3 - одна из них.  03.10.2023