21-22 августа в центре «Дорогою добра» прошел семинар по методике интенсивного взаимодействия. Больше 40 человек – педагоги и волонтеры центра – узнавали, как найти общий язык с ребенком с особенностями развития и выстроить с ним коммуникацию. Семинар вела преподаватель школы «Каритас» Инна Леонидовна Рязанова.

Каждый нуждается в общении

Интенсивное взаимодействие - коммуникативный подход, широко использующийся в Великобритании и ряде других стран для общения с людьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития и серьезными коммуникативными трудностями. В подходе формулируются фундаментальные основы, или принципы того, как устроена и как работает человеческая коммуникация. «Я не могу говорить – но это не значит, что я не хочу разговаривать с вами. Я машу руками, или кричу, или издаю разные гортанные звуки. Никто не отвечает. И я слушаю сам себя. Я чувствую себя одиноко, и очень желал бы, если бы кто-нибудь поговорил со мной. Я смотрю, как движутся мои пальцы и слушаю свои странные звуки и крики. Иногда я стучу по вещам». Это отрывок из руководства по использованию интенсивного взаимодействия, составленного Фиби Колдуэлл, известным практиком этого метода. Общение – базовая потребность человека. Каждому из нас нужен друг, с которым нам будет комфортно, приятно и весело. Дети с особенностями – не исключение. - Фиби Колдуэлл разделяет эмоциональную и функциональную коммуникацию. Функциональная коммуникация - она «по поводу», когда мы что-то просим, например: «налейте мне, пожалуйста, чаю» или спрашиваем: «а что ты будешь делать вечером?», - объясняет Инна. - Функциональная коммуникация очень важна, но ей не ограничивается общение. По разным данным, до 70% всей коммуникации другого плана: это эмоциональное взаимодействие, то есть возможность быть с кем-то вместе, без повода. Мы обмениваемся информацией, но содержание вторично. И ребята, которые не могут общаться функционально, тоже нуждаются в эмоциональной близости.

«Я рядом»

Итак, каждый ребенок и взрослый нуждается в общении. Но как наладить контакт с человеком, который не владеет привычной для нас коммуникацией? С помощью языка тела. В теории интенсивного взаимодействия это можно делать с помощью языка тела и движения. Российские ученые описывают язык тела, самые первые способы общения младенца как комплекс оживления, включающий улыбку, взгляд, двигательное оживление и вокализации. Если внимательно присмотреться к четырем компонентам, можно увидеть, что все они присущи детям на ранних этапах развития, то есть до полугода. С помощью этих компонентов дети общаются с мамой, и мама, как правило, всегда им отвечает. Она делает это невольно – это заложено в ней природой. Она любит своего ребенка и радуется общению с ним. Вспомните маму и новорожденного ребенка, когда тот улыбается ей, а она ему, не задумываясь, в ответ. Грубо говоря, она невольно отражает, «отзеркаливает» всё, что делает ребенок. Этот принцип работает в общении и с человеком с особенностями развития.

Получается, мы дублируем движения человека с особенностями развития?

Да. Но не нужно это делать механически и доводить до абсурда. Повторять всё, что делает человек, не всегда этично и безопасно для вас обоих. Механическое «отзеркаливание» еще не есть общение. Интенсивное взаимодействие – это не дублирование, а отношение к человеку. Это уважение к человеку, к его возможностям и способам взаимодействия. Это разговор с человеком на том языке, который ему близок и понятен. [su_quote cite="Инна Леонидовна, преподаватель школы 'Каритас'"]Это способ быть с человеком вместе. Мы учимся у детей их способам общения.[/su_quote] Интенсивное Взаимодействие нельзя подчинить никакой схеме. Здесь всё очень индивидуально, ведь каждая из сторон диалога особенная. Однако есть общие принципы, которых стоит придерживаться. Они могут показаться банальными и известными, но на практике о них часто забывают. Вот некоторые из них:
  1. Радоваться общению с другим человеком.
  2. Учиться регулировать и контролировать уровень возбуждения.
  3. Использовать и понимать значение визуального контакта.
  4. Использовать и понимать значение мимики, выражения лица.
Кроме того, есть несколько простых правил:
  1. Получать взаимное удовольствие. Тогда не понадобятся никакие указания и поощрения - само взаимодействие будет наградой.
  2. Ведущую роль в диалоге играет ваш подопечный. Ваша задача – поддерживать то, что интересно вашему собеседнику, предоставьте ему возможность направлять диалог туда, куда ему хочется.
[su_quote cite="Инна Леонидовна, преподаватель школы 'Каритас'"]Со временем инициатива переходит от одного партнера к другому, но когда вы только начинаете общение, важно постараться дать возможность “высказаться” первым ученику, и отвечать ему на его языке.[/su_quote]
  1. Паузы. У вашего собеседника должно быть время, чтобы дать вам ответ. Пусть это займёт больше минуты, но дайте «ученику» время ответить или отдохнуть.
  2. Не ставить никаких педагогических задач, а просто быть рядом. Это очень важный компонент. Мы привыкли быть требовательны к детям, постоянно ставить задачи. Но Интенсивное Взаимодействие не ставит перед собой никаких задач, кроме «общения ради общения».

А что получает взрослый?

[su_quote cite="Инна Леонидовна, преподаватель школы 'Каритас'"]От общения взрослый получает удовольствие. Люди, которые начинают Интенсивное Взаимодействие, включая родителей, очень ярко об этом говорят: "нам вернули ребенка", “наконец-то мы вместе”, “наконец-то мы можем просто радоваться жизни”. [/su_quote] Семинар организован в рамках проекта «Волонтеры детям. Комплексная подготовка волонтеров для сопровождения детей с инвалидностью». Реализация проекта осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Киров» в рамках конкурса проектов по поддержке социальных инициатив местного сообщества «Время созидателя» в 2018 году.

Человек-праздник

Ярославу 8 лет, он - фанат "Короля  шута" и у него ДЦП. Как занятия с физическим терапевтом помогают ему развиваться и поддерживать репутацию человека-праздника. 
09.10.2023

Как узнать уровень интеллекта

Узнать интеллект у неговорящего ребёнка - задача не из лёгких. Но выполнимая. Если специалист владеет современными методиками  диагностики. Leiter-3 - одна из них.  03.10.2023