Театральное занятие на актуальной нынче удалёнке начинается с повторения эмоций. Педагог Иван просит своего тёзку, 8-летнего Ваню, показать, как выглядит отвращение, удивление, страх и радость. Помогает картинка.

Для людей с аутизмом это самое сложное – узнать эмоцию и постараться её передать. То, что сейчас показывает Ваня на занятии, его маму Ольгу сильно радует.

[su_quote cite="Ольга Кропотова, мама Вани"] Сначала он просто механически копировал, а потом стал соотносить. Однажды даже мне сказал «Мамочка, не плачь», это было очень трогательно, потому что у Вани с рождения не было никакого интереса к окружающему миру. На меня он смотрел редко, в основном вскользь. [/su_quote]

Про Ваню, маленького слонёнка, игры вилкой и опыт социализации детей с аутизмом, изображение №1

Без ритуалов никак

Удержать внимание Вани – та ещё задача. Фронтальную речь на уроке в школе он не слышит, на людей может не реагировать, особенно когда занят своими любимыми занятиями – например, сыплет мелкие предметы, изображая дождь или огонь.

Когда Ваня общается с бабушкой по скайпу, его хватает секунд на 30, но во время театрального занятия он внимателен как никогда. Занятия в театральной студии у Вани одни из самых любимых. У него даже опыт исполнения главной роли есть. Роли зайца в сказке «Заюшкина избушка».

Про Ваню, маленького слонёнка, игры вилкой и опыт социализации детей с аутизмом, изображение №2

Занятия Вани, как впрочем и вся его жизнь, подчинены строгому расписанию, потому что дети с аутизмом тяжело переносят любые изменения. Карточки, календарь - обязательны, но самое главное – ритуальная сказка. Каждый вечер Ваня просит маму рассказать про маленького слонёнка. Подробно и почти поминутно вместе со слонёнком Ваня проживает весь план будущего дня.

[su_quote cite="Екатерина Каретникова, психолог Центра"] У детей с аутизмом повышенный уровень тревоги, ощущение опасности и непредсказуемости мира, это может подавлять их возможности и замедлять освоение новых навыков. Когда дети понимают, что есть чёткая структура, знают, что будет происходить, они отпускают тревогу и позволяют желанию общаться проявиться вовне.[/su_quote]

Пилюли не помогут

О том, что с сыном что-то не так, Ольга стала замечать почти сразу после его рождения, но невролог успокаивала «всё нормализуется, мальчики всегда начинают поздно говорить». Аутизм диагностировали в 2 года. Родители Вани прошли все этапы от «за что нам это» до осознания, что ничего не изменить, аутизм не вылечить ни пилюлями, ни дельфинотерапиями.

[su_quote cite="Ольга Кропотова, мама Вани"] Иногда я подолгу смотрела на него, пытаясь заглянуть в глаза, хотела понять, что же происходит в этой маленькой головушке. Почему, например, имея уйму игрушек, он выбирал для игр вилку и зубную щётку. Причем не игрушечные, а самые настоящие и изъять их или подменить на игрушки никак не получалось. [/su_quote]

А потом Ольга пришла в «Дорогою добра». Сначала была группа психологической поддержки.

[su_quote cite="Ольга Кропотова, мама Вани"] Мне помогли успокоиться, поддержали, потому что это самое страшное – оказаться один на один со своим горем. Я поняла, что пока буду себя жалеть, упущу время, а надо думать о ребёнке. Мне удалось переключиться на Ваню. Принятие дало силы действовать. За эти 4 года в «Дорогою добра» нам многого удалось добиться.[/su_quote]

«Мамочка, я знаю, что ты меня любишь»

Сейчас Ваня успешно осваивает программу 1 класса коррекционной школы, читает, считает в пределах 10, на занятиях в Центре научился готовить пиццу, делать бутерброды, шкурить и забивать гвозди. Ваня успешно играет в спектаклях и выступает на публике. И даже начал говорить сложными предложениями.

[su_quote cite="Ольга Кропотова, мама Вани"] Однажды я даже прослезилась, когда Ваня мне сказал: «Мамочка, я знаю, что ты меня любишь. [/su_quote]

Эти успехи – результат профессиональной поддержки, которую мы получаем Центре, говорит Ольга. Сейчас в «Дорогою добра» занимается 65 детей с РАС. На занятиях специалисты применяют современные методики, эффективные в работе с этими детьми: методы ABA терапии, методику TEACCH, Денверовскую модель вмешательства. Всё это помогает решать не только развивающие задачи, но и справляться с поведенческими проблемами в группе.

В керамической мастерской
В керамической мастерской

[su_quote cite="Екатерина Каретникова, психолог Центра"] Родители – наши союзники. В случае с Ваней мама оказалась очень наблюдательной. Например, когда она заметила, что Ваня любит мультфильмы, а телевизор для него - безопасный предмет, которым он может управлять, она записала на видео себя. Так Ваня начал реагировать на маму. Так ей стало легче договариваться с ним, легче понимать причины его поведения. Вообще когда ребёнок с аутизмом попадает в структурированную систему помощи, можно компенсировать некоторые дефициты, характерные для аутистического расстройства, снизить нежелательные реакции и помочь адаптироваться в мире.
[/su_quote]

Несмотря на страх и непринятие в начале пути, сейчас Ольга говорит, что Ваня — это лучшее, что случилось в её жизни. Этот добрый маленький слонёнок, который любит танцевать под музыку Вивальди, играть с зубными щётками и корчить дикие рожи особенно в людном месте — самый любимый. И на время карантина у него большой план. В первую очередь выучить новую роль — зайца из сказки «Айболит».

*__________________________________________________________________

Специальные занятия в театральной студии для детей с особенностями развития в Центре «Дорогою добра» проходят при финансовой поддержке Кировского филиала ПАО «Т Плюс» (проект «Таланты в каждом»).

Про Ваню, маленького слонёнка, игры вилкой и опыт социализации детей с аутизмом, изображение №5

Человек-праздник

Ярославу 8 лет, он - фанат "Короля  шута" и у него ДЦП. Как занятия с физическим терапевтом помогают ему развиваться и поддерживать репутацию человека-праздника. 
09.10.2023

Как узнать уровень интеллекта

Узнать интеллект у неговорящего ребёнка - задача не из лёгких. Но выполнимая. Если специалист владеет современными методиками  диагностики. Leiter-3 - одна из них.  03.10.2023