О диагнозе Наталья, мама Романа, узнала сразу, ещё в роддоме. Она закрылась от всех, ни с кем не хотела говорить, ей казалось, что жизнь кончена. Не говорила о случившемся ни мужу, ни двум старшим сыновьям. Только в 4 месяца, когда врач-генетик окончательно подтвердил диагноз, Наташа решилась это сделать. Тогда же она позвонила в Центр поддержки семей с детьми с особенностям развития «Дорогою добра», где её поддержала специалист по раннему развитию Юлия Пенкина. Маму с  сыном включили в программу оказания ранней помощи семьям с особыми детьми «Дети и родители – первый год». И они начали ходить в центр на занятия.

Ранняя поддержка

В то же время Наталью поддержали и дети: 19-летний старший сын спросил: «А что ты ревешь? Все же хорошо, люди живут с этим». [su_quote cite="Светлана Титова, ведущая группы поддержки первого года "]Первый год очень важен в жизни и родителей, и ребенка: выстраиваются отношения, маме важно научиться распознавать сигналы, которые подаёт малыш движениями, плачем, даже взглядом, и на них важно реагировать. Если у ребенка есть какие-то особенности развития, мама находится в тревожном или депрессивном состоянии, то это создает дополнительные трудности. В этих условиях сложнее настроится друг на друга, а время идёт. Поэтому задача номер один на наших занятиях - поддержать родителей, чтобы их отношения с ребенком сложились, ведь это основа для развития малыша.[/su_quote] Наташа вспоминает, что на работе в декрет вместе с ней ушли другие мамочки. До 4 месяцев они активно общались, обсуждали развитие детей. - А потом стало заметно, что их дети умеют больше, чем Рома, - вздыхает она. – И нам как-то не о чем стало говорить: у них одно, у меня другое. А когда я пришла сюда, то увидела, что мы не одни, что таких ребят много, они радуются и развиваются.

На занятии

Сейчас Роме год и два месяца. Вместе с мамой он ходит на занятия в отделение ранней помощи центра «Дорогою добра». Рома – очень общительный и любознательный мальчик. Он с удовольствием общается с другими ребятами, всё время куда-то ползёт, что-то изучает, и порой за его ритмом сложно успеть даже взрослому. - Раньше мы приходили в центр, и его игрушки не так интересовали, как дети. Сейчас мы ходим сюда два раза в неделю. Рома выдерживает всё занятие. Вот мы не были здесь две недели, и Рома узнал это место, всех вспомнил, - радуется Наташа. - Занятия всегда организуются во взаимодействии, диалоге родителя с ребенком, - объясняет Светлана. - Мы поддерживаем самостоятельную активность малыша в его индивидуальном темпе. Сначала на занятиях Наташа молчала и ощущала себя не в своей тарелке. Потом постепенно начала задавать вопросы другим мамам, спрашивали и её. Рома же потихоньку учится ходить. Но его эмоциональное развитие явно идёт быстрее. Кажется, что он понимает любую эмоцию своей мамы и отвечает на неё: [su_quote cite="Наташа, мама Ромы"]- У Ромы появилось много эмоциональных навыков. Сидит, например, и может позвать меня «ааа!», или «ммм?» [/su_quote] А ещё у Ромы есть любимая игра - открыть шкаф на кухне и вытащить откуда все кастрюли и сковородки и барабанить по ним – и от этого ему так весело! -  Кошку очень любит потискать. Ползать он начал из-за кошки - она же на месте не сидит. Она побежит - он за ней, – смеётся Наташа.

Формируем чувство безопасности

Занятие для детей длится полтора часа. За это время мамы и дети успевают и поиграть, и пообщаться. - У малышей темп медленный, и на занятиях он тоже должен быть медленным, иначе может сложиться впечатление, что ребёнок чего-то не может, - поясняет Светлана. В трудные для ребенка моменты важно его успокоить и поддержать. От этого зависит то, как в будущем ребенок будет относиться к окружающему миру. [su_quote cite="Светлана Титова, педагог поддержки детей первого года"]- Мы, конечно, можем заняться просто наработкой каких-то навыков. Но если у маленьких детей нарушено чувство безопасности и комфорта, то в будущем, им будет трудно справляться с какими-то сложными ситуациями, стрессом и нарушением привычной обстановки, жизненных обстоятельств. От этого могу возникнуть поведенческие нарушения, эмоционально нестабильность и невозможность подстраиваться под изменяющиеся условия. Чтобы справляться с каким-то дискомфортом, нужно, чтобы ребенок знал и чувствовал, что такое комфорт и умел у него возвращаться. Когда ребёнок рождается, он сам этого не умеет, это происходит благодаря взрослому. И здесь, на занятиях, мы стараемся создать такую обстановку, чтобы и мамам, и детям было спокойно, уверенно, безопасно.[/su_quote] На занятии педагог и мама стараются "идти за ребенком", понять, в чем сейчас его потребность и дать возможность ее реализовать или утешить, если что-то не получается. Это проявление уважения и заботы к нему с самого рождения. - Порой бывает сложно понять чего хочет малыш или что с ним происходит, почему он плачет. Мама может чувствовать себя "плохой". На самом деле, каждая мама способна понять своего ребенка и он подскажет, что сейчас нужно делать для наилучшего развития. Родитель - самый главный эксперт, не нужно этому мешать, - с уверенностью заключает Светлана Титова. Светлана Титова отмечает, что все мамы, которые приходят на занятия, очень чуткие и заботливые. Хотя это и вовсе не означает, что они не сталкиваются с трудностями: - Ребёнок, который имеет какие-то особенности развития, может быть просто непонятен. У нас приветствуется неформальное общение: мы обговариваем темы, которые тревожат кого-то в группе, чтобы дать возможность обсудить проблему, не замалчивать в себе. Например, как окружающие реагируют на ребенка, основные этапы развитие младенца и так далее. Когда ребенок здоров, спокоен, чуткой мамой быть легче, чем когда нужно постоянно бегать по врачам и на реабилитацию. Когда маме трудно проявлять чуткость и внимание к своему ребенку, она не плохая, она просто нуждается в поддержке и я задаю себе вопрос: "Чем я сейчас могу этой маме помочь?" Наташа - пример того, как важно в тяжелой ситуации найти поддержку. Нашей героине это удалось - в "Дорогою добра" ее поняли и приняли вместе с сыном такими, какие они есть. И она увидела, что есть много других таких семей. Теперь Рома может свободно развиваться, а мама чувствует себя комфортно. Но без вашей помощи Роме, Наталье и другим подопечным центра не справиться. Любая сумма поможет нашим детям. Мы помогаем особым детям. Помогите и вы! [su_button url="http://78.108.87.12/help" style="soft" background="#fa3d0a" color="#000000" size="7" center="yes"]Помочь[/su_button]

Человек-праздник

Ярославу 8 лет, он - фанат "Короля  шута" и у него ДЦП. Как занятия с физическим терапевтом помогают ему развиваться и поддерживать репутацию человека-праздника. 
09.10.2023

Как узнать уровень интеллекта

Узнать интеллект у неговорящего ребёнка - задача не из лёгких. Но выполнимая. Если специалист владеет современными методиками  диагностики. Leiter-3 - одна из них.  03.10.2023