Инклюзивное образование - один из важных способов включения ребенка с особенностями развития в жизнь общества, поэтому это направление работы для нашей организации одно из главных. С 17 по 23 марта в России проходит Неделя инклюзивного образования. В рамках этой недели мы решили провести круглый стол и собрать за ним представителей областного и городского департаментов образования, директоров школ и заведующих детских садов, педагогов, в чьих классах учатся такие дети, и родителей детей с инвалидностью, заинтересованных в том, чтобы их ребенок воспитывался и обучался по принципам инклюзии. Конечно, полтора часа общения не способны сразу изменить всю систему образования. Но возможность сесть за один стол и выслушать друг друга уже многое значит. Начальник отдела специального образования и социальной защиты детей и подростков департамента образования Кировской области Ирина Сысуева рассказала о том, что уже сделано в области в этом направлении и что еще планируется сделать: "Начиная с 2011 года, у нас действует областная целевая программа «Доступная среда», подразумевающая оснащение школ пандусами, подъемниками, специальными туалетами. За два года на условиях софинансирования таким образом были оборудованы четыре учебных заведения: Кировский лицей естественных наук, школы №18 и №60 в городе Кирове и Многопрофильный лицей в Вятских Полянах. В планах до 2015 года оснастить еще четыре школы области: в Кирово-Чепецком районе, в Слободском и Омутнинске. По России в целом и по Кировской области в частности стоит задача – создать доступную среду для детей-инвалидов в 20% средних образовательных учреждений". Представитель РООРДИ "Дорогою добра" Ольга Шебеко говорила о том, как важно детям с инвалидностью иметь возможность учиться со здоровыми сверстниками и почему это полезно не только им, но и всему обществу. "«В Европе уже давно подсчитали, сколько стоит инклюзивное образование для ребенка  с инвалидностью и какую отдачу может получить государство в случае его успешной социализации. Так вот, расчеты показали, что вложения оправданны. Успешно получив образование и включившись в общество, такой ребенок в будущем не только не живет на пособие, но и приносит доход государству в виде уплаченных налогов". Нам осталось только признать это и начать воплощать такой подход в жизнь. Представители образовательных учреждений поделились успешным опытом включения "особых" детей в нормализованные детсадиковские группы и школьные классы. Заведующая детским садиком № 109 Людмила Кокарева рассказала о том, что уже больше полугода здесь работает инклюзивная группа, куда ходят три ребенка с особенностями развития. И уже можно говорить о первых успехах: "особые" ребятишки вполне адаптировались и успешно включились в жизнь группы, а для обычных детей это стало той основой, на которой можно основывать нравственное развитие личности. И этими достижениями воспитатели детского сада готовы делиться с коллегами, а также открывать у себя новые инклюзивные группы. Психолог из школы № 60 Елена Мальщукова предлагает вообще отказаться от пафоса в разговоре об инклюзии, потому что в их школе такие дети включены в учебный процесс давно и успешно, и никто не акцентирует на этом внимание, не представляет как что-то экстраординарное. Для педагогов школы это давно обычная работа, и они довольны теми результатами, которые показывают ребята при этой системе обучения. И все же, несмотря на доброжелательный настрой и примеры успешных практик, вопросов остается еще много. Как используется установленное по программе "Доступная среда" оборудование и востребовано ли оно вообще? Как решается вопрос готовности педагогов к введению инклюзивного образования? Сколько групп в детских садах и классов в школах, работающих по инклюзивным программам, будет открыто в новом учебном году? Что делать учителям, прошедшим подготовку по специальности "педагог-тьютор", "педагог инклюзивного образования" со своими знаниями и может ли каждый из них сам решать, брать в класс таких детей или нет? Насколько вообще готовы все стороны общения: представители органов власти, педагоги, родители особых и обычных детей, общество в целом - к принятию инклюзии как базового принципа работы всей образовательной системы и что нужно сделать, чтобы эти изменения стали не планами, а реальностью? Мы надеемся, что ответы на эти вопросы не заставят себя ждать слишком долго. Ведь лучше не говорить слишком много, а делать.

logo inkl

Человек-праздник

Ярославу 8 лет, он - фанат "Короля  шута" и у него ДЦП. Как занятия с физическим терапевтом помогают ему развиваться и поддерживать репутацию человека-праздника. 
09.10.2023

Как узнать уровень интеллекта

Узнать интеллект у неговорящего ребёнка - задача не из лёгких. Но выполнимая. Если специалист владеет современными методиками  диагностики. Leiter-3 - одна из них.  03.10.2023