Бывает так, что причина того или иного опасного поведения ребёнка неочевидна. Почему например, он внезапно начинает биться головой о стол или сильно раскачиваться и кусать руки. Может быть, так он привлекает внимание, а может выражает протест или пытается добиться желаемого. "На глазок" мотивы поведения не всегда можно не определить: есть риск совершить ошибку и ещё больше это поведение подкрепить. Для грамотной диагностики существует экспериментальный анализ поведения. Это когда для ребёнка создают искусственную ситуацию, в которой он проявляет нежелательно поведение. Наблюдают, в ответ на какие действия оно появляется, насколько оно интенсивно и меняется ли после реакции аналитика. Затем полученные данные переносят на график и дальше составляют или корректируют программу вмешательства. 

Клинический психолог Центра "Дорогою добра" Екатерина Каретникова прошла специальный тренинг по процедуре экспериментального функционального анализа поведения в Москве ООО КМЦ «Педагогика и психология» под руководством Марии Варнашкиной и уже активно применяет знания на практике.

259285779_4873068422745790_3847443569622707251_n.jpg    259507504_4873068419412457_7989940843092529894_n.jpg   259157067_4873068416079124_5351018782604445654_n.jpg

Клинический психолог, руководитель отдела образования Центра "Дорогою добра" Екатерина Каретникова: "Я использую экспериментальный функциональный анализ, когда мне неясно - у нежелательного поведения одна функция или несколько. Например, сенсорная стимуляция у ребёнка   - это для него необходимость или это форма отказа. Путём анализа выяснила, что так он выражает отказ на определённые действия. После этого я перестроила программу занятий и сейчас наблюдаю позитивную динамику. Поначалу я немного боялась проводить такую диагностику, было много вопросов, как реагировать, когда начинается импульсивное поведение. Было сложно с эмоциональной стороны. В этой ситуации очень поддерживает понимание ценности данных для дальнейшей помощи человеку. Главное, держать в голове цель и сохранять объективность. После выполненного ЭФА, посмотрев на построенный график и расписанный план коррекции, я осознала ещё раз ценность этой работы. Все стало очевиднее и понятнее". 

В этом году Екатерина Каретникова прошла не только очные тренинги в Москве, но и 5 модулей ВСВА онлайн. После защиты дипломной работы она получит статус поведенческого аналитика. 
*______________

Обучение специалистов Центра "Дорогою добра" - часть проекта "Поддержка семей с детьми с особенностями развития дошкольного возраста: расширяем сервис, делимся опытом». Проект реализуется на грант Фонда Тимченко.

20160930183200.png


Материалы по теме

Андрей хочет работать

Андрей - сын нашего главного художника Натальи, которая создаёт формы для керамических тарелок. Андрей активно помогает маме и очень хочет работать в новых мастерских.