ABA (англ. Applied behavior analysis - прикладной анализ поведения) во всём мире считается одной из самых эффективных методик в работе с детьми с аутизмом. Тем не менее до сих пор многие слабо представляют, что это такое. Как следствие - множество причудливых мифов. Сегодня поговорим о самых популярных из них с cертифицированным ассистентом поведенческого аналитика, специалистом уровня ВСаВА, ведущей тренингов, супервизором Александрой Жестковой (Центр ABA-терапии «Шаг вперед» ). Она только что провела для специалистов "Дорогою добра" четырёхдневный тренинг по ABA.

изображение_viber_2022-08-13_09-11-00-133.jpg

ABA - это дрессировка?
Дрессировка - это форма обучения. Просто когда мы дрессируем, мы учим живой организм тому, что ему не нужно. Например, медведю не нужно ездить на велосипеде, а собаке - ходить на поводке. Собаке хочется носиться. Дрессировка заканчивается тогда и начинается обучение, когда мы учим чему-то, что нужно самому организму. Например, учим собаку ходить на поводке, чтобы она не попала под машину. ABA - это просто инструмент обучения. Из него можно сделать дрессировку, если вы не знаете, зачем чему-то учите, а можете использовать во благо.
ABA - это фокус, используя который за один день можно решить проблемы?
Это не набор трюков, здесь нет волшебных палочек и за 1 день проблему, которая существует много лет, не решить. Чудеса бывают, но обычно ABA - это много внимания, сил, это тяжёлая систематическая работа, это как спорт.
Каким должен быть специалист по ABA?
Чтобы было эффективно, главное - наблюдать за поведением ребёнка. Здесь невозможно работать по методичке. Ещё хорошее качество - внутреннее спокойствие, когда не нервничаешь от нежелательного поведения и не бросаешься делать неважно что, лишь бы сделать. Это умение вдохнуть, остановиться и присмотреться. И желание помочь ребёнку, а не блеснуть своими знаниями.
ABA - это только в кабинете?
Так выглядело в начале, когда ABA только пришло в Россию: кабинет, стол и тётя с карточками. Но ABA не определяется внешним видом. ABA определяется тем, как мы предоставляем инструкцию, как оцениваем поведение, как поощряем. ABA может быть и на детской площадке, и на катке, и на стадионе, и в море. Когда-то я учила ребёнка плавать с помощью ABA, а в самолёте учила спокойно переносить перелёты.
Ребёнок привыкнет заниматься за плату и потом не станет делать это бесплатно?
Если задумаетесь о своей взрослой жизни, то поймёте, что вы не делаете просто так ничего: либо вы делаете, потому что вам захотелось и вам нравится результат, либо вам за это платят, либо чтобы потом человек оказал вам ответную услугу. У каждого нашего поведения есть причина и следствие. Если этого нет, поведение не происходит. С детьми то же самое. Какое -то время они будут делать за жетоны и конфеты, но постепенно их интерес к жизни будет расширяться. И они будут работать, потому что нравится результат или потому что вы - значимый для него человек - ему улыбнулись. Это естественный процесс.
ABA подходит только для людей с расстройством аутистического спектра? Это единственный способ лечения аутизма?
Прикладной анализ поведения - это как молоток: решайте сами, что будете делать - забивать им гвозди или ломать старый стол, чтобы вынести его из помещения. ABA применяется во множестве сфер: я сама начинала с детьми без особенностей при обучении иностранным языкам, ABA применяется в спорте (например, в олимпийском команде баскетболистов), в кинологии, в медицине, в Японии применяется для обеспечения безопасности трудовой деятельности на заводах. Можно использовать в любой сфере, главное - понимать, зачем этот "молоток" вы туда принесли. Что касается лечения аутизма. Официально считается, что аутизм неизлечим. Но ABA - один из эффективных способов изменения поведения при аутизме. Диагноз никуда не денется, но повысятся возможности человека в социальной абилитации.
Без команды поведенческих аналитиков это сработает?
Сработает. Если есть хотя бы один опытный специалист в команде, большинство стратегий комфортно можно адаптировать под команду, главное, чтобы все хотели сотрудничать. Есть стратегии, для которых необходима команда обученных аналитиков, но таких стратегий не так много и они не в 100% случаев необходимы.

Тренинг, который провела Александра Жесткова в "Дорогою добра", оказался очень полезным и насыщенным. Команда готова работать с детьми с аутизмом в едином аналитическом ключе.

*____________________________________________
Обучение команды - часть проекта "Системная помощь семьям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра: расширяем сервис, делимся опытом", который победил в конкурсе Фонда президентских грантов.

pgrants_logo_gp_horizontal.png

Человек-праздник

Ярославу 8 лет, он - фанат "Короля  шута" и у него ДЦП. Как занятия с физическим терапевтом помогают ему развиваться и поддерживать репутацию человека-праздника. 
09.10.2023

Как узнать уровень интеллекта

Узнать интеллект у неговорящего ребёнка - задача не из лёгких. Но выполнимая. Если специалист владеет современными методиками  диагностики. Leiter-3 - одна из них.  03.10.2023