Успехи Андрея, или чем можно гордиться

18 июня — Международный день гордости за успехи людей с расстройством аутистического спектра. Мы хотим рассказать вам историю Андрея – мальчика с аутизмом, подопечного центра «Дорогою добра». Он учится в обычной школе, изучает географические карты и любит шоколад.

О восьмилетнем Андрее преподаватели центра «Дорогою добра» отзываются исключительно положительно. Андрей – ребенок, у которого блестяще развита логика. Стоит пару раз показать ему какой-то порядок действий, и он с легкостью его запомнит. В общеобразовательной школе Андрей тоже учится хорошо. Но каждый раз, находясь в школе, он преодолевает себя, делает усилие, чтобы вынести постоянный шум и школьную суету. Для детей с аутизмом это правда сложно.

Сам по себе

В два с половиной года он еще не говорил. Появлялись отдельные слова, но не было обращенной речи. Он не нуждался во внимании: я сам по себе, сам все сделаю. Нужны печеньки – залезу на стол, возьму печеньки. У нас даже стенка с ручками была, он по ним забирался и брал, что надо, не привлекая внимания.Марина, мама Андрея

Психиатр поставил диагноз аутизм, когда Андрею было три с половиной года.

Врачи сказали прямо и жестко: «Если не будете заниматься, то ему прямая дорога в интернат». Марина долго переживала, но собралась с силами и стала действовать. Она нашла психолога, которая занималась с Андреем и верила в него. Кроме того, Андрей и сам тянулся к знаниям и легко усваивал материал.

В больнице Марине посоветовали обратиться в Центр поддержки семей с детьми с особенностями развития «Дорогою добра», и женщина сразу это сделала. Марина твердо решила, что будет ездить из Оричей на занятия.

— Я знаю, что его здесь понимают. Знаю, что могу получить консультации по дальнейшему развитию сына.

Чтобы ездить в «Дорогою добра», Марина купила машину и стала возить сына сама. В общественном транспорте Марина чувствовала беспокойство: сын бегал, громко говорил, пассажиры раздражались. Было неприятно постоянно слышать замечания, ловить косые взгляды и непонимание со стороны людей.

Долгая работа

Одно время у него была способность определять день недели по дате: тогда он тщательно изучал календари. Сейчас, например, изучает географическую карту. Он с полугода очень любил книжки смотреть: благодаря этому он рано знал буквы и цифры, — говорит Марина.

В шесть лет Марина записала Андрея в группу подготовки к школе. И в «Дорогою добра» они тоже продолжали заниматься. Здесь перед Мариной стояли конкретные задачи: научить сына общаться с другими детьми и педагогом и подготовить его к школе.

К семи годам Андрей стал обращаться к другим людям. Долгое время ему ничего не надо было. Знаете, многие дети в магазинах упрашивают родителей что-то им купить. Я так стала радоваться, когда Андрей стал говорить: «Мама, купи мне шоколадку».Марина, мама Андрея

Причем, уточняет она, Андрей общается только с теми, кто готов его понять: мама, бабушка, учитель — те, с кем он общается постоянно. Андрей не может во дворе подойти к другому ребенку и просто сказать: «Привет, меня зовут Андрей, давай играть вместе».

К наступлению учебного года директор определила их в класс к опытному и терпеливому учителю.

Школьные дни

Так Андрей стал ходить в школу. Учитель говорит, что у Андрея все хорошо. Но Марина все равно беспокоится: сейчас Андрей держит себя хорошо, но что будет дальше — неизвестно.

— У Андрея основная общеобразовательная адаптированная программа, — объясняет Марина. — Это значит, что он может учиться в обычной школе в обычном классе, но иногда ему нужно объяснить какую-то тему индивидуально, какие-то задания должны быть чуть проще.

В классе Андрея 28 человек. Не всегда у учителя есть время уделять мальчику больше времени. А Андрею нужно дополнительное внимание хотя бы потому, что каждый новый материал, каждое новое задание ему дается тяжело. Андрей мыслит четкими и понятными схемами, а при новом сценарии чувствует растерянность.

У школьного психолога тоже нет времени, чтобы хотя бы один раз в неделю заниматься с Андреем. Насколько реально в таких условиях приблизиться к инклюзивному образованию, в котором так нуждается Андрей? Но оказывается, потребность в помощи есть не только у Андрея, но и его одноклассников.

В школе ребята наизусть читали стихи. Сначала Андрей отказывался, говорил «не могу», а потом потихоньку включился в процесс. Но я заметила: мой сын такой не один, у некоторых детей тоже есть сложности выступать перед классом.Марина, мама Андрея

Андрею нравится школа, он идет туда с радостью. Он хочет учиться и общаться, но друзей у него пока там нет.

Сейчас любимое занятие мальчика – писать. Дома исписаны все листки, а школьный диктант мальчик написал на 5/4. Но говорить, передавать свои мысли и чувства, рассказывать об увиденном, услышанном, понятом он не любит.

Ждать большего

Андрей продолжает ходить в центр «Дорогою добра»: есть над чем работать. Здесь он общается с ребятами и педагогами, а заодно отрабатывает нужные навыки. Например, Андрей научился ждать своей очереди, сейчас потихоньку учится принимать в детской игре победу или проигрыш.

— Если он оказывается побежденным, эмоции его переполняют, даже стукнуть может. Ему хочется, чтобы проигрыш не комментировали или показывали меньше эмоций по этому поводу. В школе, напротив, он очень сдержанный, на игру детей обычно смотрит со стороны.

Научиться ждать помогают занятия театром в творческих мастерских центра «Дорогою добра». Андрей ждет своей очереди выйти на сцену, следит за развитием событий и точно знает, когда нужно вступать в действие. В Оричах Андрей ходит на занятия по танцам вместе со сверстниками. Недавно они выступали на большой сцене. Танец был всего на две минуты, но ему предшествовали долгие репетиции.

К сожалению, не все так безоблачно. Марина по-прежнему всегда на улице рядом с сыном, многие дети его не понимают. Он может им кричать что-то невпопад, а они принимают это за оскорбления.

Наверное, если бы у меня не было такого ребенка, я бы тоже сказала: «Вот этот ребенок бегает, кричит, он неправильно воспитан. Я не хочу, чтобы мои дети с ним общались». Но сейчас я понимаю, что если бы родители объясняли детям, что этот мальчик ведет себя так, потому что он другой, его не надо бояться, ему надо помочь, многое было бы иначе.Марина, мама Андрея

Сейчас Андрей учится в школе без индивидуальной программы, а это значит, что он справляется с обычной.

— Я все равно жду большего, чем есть сейчас, — признается Марина.

Работа мастерских ведется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов на реализацию проекта «Творческие мастерские для детей с инвалидностью» в 2017 году.

Вы тоже можете помочь подопечным центра «Дорогою добра». Каждый ваш вклад, любая сумма помогут особенным детям и их родителям стать чуточку счастливее, продолжать работать и развиваться.