Программа «Ранняя помощь и профилактика отказов»

Направлена на профилактику сиротства детей с особенностями развития, раннюю психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и инвалидностью.

Программа реализуется по следующим направлениям:

  • – Сотрудничество с медицинскими учреждениями Кировской области (перинатальный центр, родильные дома, детские больницы) с целью профилактики отказов от детей, родившихся с нарушениями в развитии. Создана рабочая группа из представителей медицинских учреждений и сотрудников организации, разрабатывается протокол сообщения диагноза, разработаны информационные буклеты и стенды для родителей детей с отклонениями в развитии.
  • – Комплексная ранняя информационная, психологическая и педагогическая помощь семьям с детьми с ОВЗ и инвалидностью (начиная с этапа рождения ребенка или установления диагноза, или с этапа беременности, если особенности развития определены внутриутробно). Раннее консультирование, информационная и психологическая поддержка семей сразу после рождения особого ребенка или установления диагноза может проводиться по запросу родителей и/или сотрудников роддомов, детских больниц. Раннее консультирование может проходить в центре «Дорогою добра», с выездом в лечебное учреждение, в семью (домашнее визитирование), дистанционно (по телефону или скайпу).
  • – Детско-родительские групповые занятия раннего развития для детей от рождения до полутора лет способствуют позитивному развитию взаимоотношений родителей и ребенка, развивают родительскую компетентность, поддерживают развитие ребенка.
  • – Детско-родительские адаптационные групповые занятия для детей полутора-трех лет создают условия для адаптации детей с особенностями развития к групповым формам работы и формируют предпосылки готовности к посещению детского сада (коммуникативные игровые занятия, сенсорные, музыкальные, творческие занятия).
  • – Индивидуальные занятия со специалистами центра проводятся исходя из потребностей семьи в помощи конкретного специалиста (индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, тифлопедагогом, сурдопедагогом, специалистом по адаптивной физкультуре).

Программа «Адаптация к детскому саду и школе»

Направлена на социальную адаптацию и подготовку к детскому саду и школе детей с особенностями развития, содействие образовательным организациям, работающим с детьми с особенностями развития в адаптации особых детей.

Программа реализуется по следующим направлениям:

  • – Детские адаптационные групповые занятия для детей 3-6 лет создают условия для адаптации детей к групповым формам работы с минимальной поддержкой взрослого и способствуют формированию навыков взаимодействия и обучения в детском коллективе. Включают в себя игровые фольклорные занятия, логоритмику, изодеятельность, познавательные занятия.
  • – Адаптационные групповые занятия подготовки к школе для детей 6-8 лет создают условия для адаптации детей с особенностями интеллектуального, эмоционально-волевого развития, с сенсорными и тяжелыми множественными нарушениями к школьным требованиям; способствуют формированию готовности к школе. Включают в себя коммуникативные,  игровые фольклорные занятия, логоритмику, изодеятельность, познавательные занятия, элементарные навыки подготовки к чтению и счету, кулинарию.
  • – Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со специалистами центра проводятся исходя из потребностей семьи в помощи конкретного специалиста (индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, специалистом по альтернативной коммуникации, психологом, нейропсихологом, тифлопедагогом, сурдопедагогом, специалистом по адаптивной физкультуре).

Программа «Мастерские»

  • Направлена на обучение детей с особенностями развития школьного возраста социально-бытовым, коммуникативным навыкам и  навыкам продуктивной деятельности, социальную адаптацию, предпрофессиональную подготовку и максимально возможную самостоятельность в будущем.
  • Программа реализуется по следующим направлениям:
  • – Групповые занятия для младших школьников 8-11 лет: коммуникативные, музыкальные занятия, работа в мастерских (керамика, свечи, рукоделие), кулинария, социально-бытовые занятия.
  • – Групповые занятия для подростков 12-16 лет: коммуникативные, музыкальные занятия, работа в мастерских (керамика, рукоделие, столярное дело, изготовление свечей и другие), настольные игры, кулинария, социально-бытовые занятия.
  • – Групповые занятия для старших подростков 15-18 лет: работа в полиграфической мастерской, клуб общения, мультипликационная студия.
  • – Дети, подростки и молодые люди могут посещать дополнительные групповые занятия центра в зависимости от интересов: адаптивный танец, изостудия, театральная студия, семейная мягкая школа, фитнес.
  • – Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со специалистами центра проводятся исходя из потребностей семьи в помощи конкретного специалиста (индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, специалистом по альтернативной коммуникации, психологом, нейропсихологом, тифлопедагогом, сурдопедагогом, специалистом по адаптивной физкультуре).

Программа «Консультативная помощь

  • – Первичное консультирование при обращении семьи в центр осуществляется специалистами центра по запросу родителей. По результатам консультирования семья получает рекомендации по интересующему вопросу. Если необходима регулярная помощь центра, семья записывается в одну из наших программ регулярных занятий.
  • – Повторное консультирование необходимо для уточнения потребностей ребенка и семьи, проведения более глубокой диагностики состояния ребенка, разработки индивидуальных рекомендаций.
  • – Пролонгированное консультирование семей в случае необходимости регулярной поддержки специалиста (с частотой 1 раз в 1-3 месяца по потребностям семьи).
  • – Консультирование семьи с участием специалиста, сопровождающего ребенка в другой организации (детский сад, школа, центр дистанционного образования) может быть организовано по запросу семьи или специалиста для оказания согласованной помощи семье и ребенку.
  • – Консультации семей по результатам занятий в течение года проводятся для всех семей, регулярно посещающих центр.

Программа «Поддержка родителей»

Направлена на психологическую и информационную поддержку родителей детей с особенностями развития, а так же ближайшего окружения (братья и сестры, бабушки и дедушки и др.).

  • – Занятия в родительской группе с психологом направлены на актуализацию внутренних и внешних  ресурсов родителей, обучение навыкам психологической самопомощи.
  • – Индивидуальные консультации психолога направлены на оказание адресной психологической помощи родителям.
  • – Семинары и тренинги для родителей направлены на повышение компетентности родителей в вопросах помощи своему ребенку. Темы семинаров формируются по запросу родителей. Ежегодно проводятся семинары по альтернативной коммуникации, игровому взаимодействию, позиционированию и передвижению детей с двигательными нарушениями, половому воспитанию, по вопросам образования, юридическим вопросам.
  • – Информационные издания для родителей направлены на оказание информационной поддержки семьям с особыми детьми.
  • – Арт-вечера – это программа арт-терапевтической поддержки родителей и других членов семьи особого ребенка – дополнительный ресурс для семьи, площадка для общения и активного отдыха. Занятия, входящие в программу арт-вечеров: керамика, флористика, игра на музыкальных инструментах (гитара, укулеле, африканские барабаны), вокал, зумба, йога.

В 2018-2019 учебном году 456 семей с детьми с особенностями развития получали регулярную психолого-педагогическую и/или консультативную помощь.