Как сделать уход за особым ребенком таким, чтобы он способствовал развитию?

развивающий уход

В детском доме-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурыгино прошел образовательный семинар, на котором сотрудникам и волонтерам рассказали, что нужно изменить в работе учреждения, чтобы это пошло на пользу его подопечным.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в домах-интернатах не имеют тех же возможностей для развития, что их сверстники, которые живут в семьях. И дело тут не в количестве игрушек. Дети, лишенные родительского внимания, теряют гораздо больше: смысл жизни. Им становится не для кого расти, развиваться, учиться чему-то. Отсутствие положительного внимания, доброжелательной заботы от близкого человека, уход вместо воспитания вызывает сбой в каких-то очень важных жизненных установках. Доказано, что даже дети, рожденные без нарушений, без попечения родителей развиваются гораздо медленнее своих сверстников в семье. Что уж говорить о тех, кому изначально приходится труднее.

Но пока особые дети продолжают жить в интернатах, необходимо сделать все возможное, чтобы их пребывание там было максимально приближено к норме, к тому, как складывается повседневная жизнь у их сверстников. Для этого и был придуман развивающий уход. Это такой принцип организации работы учреждения, когда все бытовые действия способствуют не только поддержанию жизни, но и развитию тех навыков и умений, на которые способен каждый ребенок.

В чем тут секрет?

Чтобы обучить персонал и волонтеров развивающему уходу, в дом-интернат в Мурыгино приехали сотрудники Центра лечебной педагогики из Москвы: руководитель Анна Битова и психолог, физический терапевт Вера Битова.

Развивающий уход основан на соблюдении следующих принципов:

  • уважение личности ребенка, то есть принятие со всеми присущими ему особенностями, внимательное отношение к его чувствам и потребностям, предоставление возможности свободного выбора и личной самостоятельности;
  • индивидуальный подход, который подразумевает, что учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанника должен отражаться на всех этапах оказания психолого-педагогической помощи;
  • формирование основных жизненных компетенций, что значит целью психолого-педагогической помощи ребенку с тяжелыми множественными нарушениями развития является появление навыков, применимых в повседневной жизни.
  • развитие собственной активности ребенка, чтобы из объекта манипуляции он становился самостоятельным инициатором своей деятельности;
  • социальная интеграция, которая подразумевает приобретение детьми из интерната того же социального опыта, который доступен их сверстникам: посещение детского сада, обучение в школе, занятия адаптированной физкультурой и спортом, прогулки на детских площадках, участие в культурных и досуговых мероприятиях и т. д.
  • комплексное воздействие, когда действия всех людей, окружающих ребенка, согласованы и подчиняются единым целям и задачам.

Как же достичь этого на практике?

Чтобы понять другого человека. надо оказаться на его месте. Поэтому после семинара на руководителе волонтерского отдела организации Вере Коротаевой были показаны практические приемы позиционирования детей с нарушениями развития. Вера Битова демонстрировала и объясняла, как их правильно повернуть со спины на бок и обратно, посадить, поставить на ноги и покормить.

Это очень важно, потому что неправильное положение тела может привести к ухудшению состояния ребенка, лишить его активности и просто создавать сильный дискомфорт и даже боль. А о каким развитии может идти речь, если тебе больно? Поэтому так важно уметь правильно положить или посадить ребенка так, чтобы у него появилась возможность исследовать окружающий мир, самому дотягиваться до игрушек и совершать другие целенаправленные движения.

В перерыв специалисты смогли посмотреть несколько ребят и попробовали посадить их в инвалидные кресла или подобрать другие удобные позы. На фотографии заметно, как внимательно Дима прислушивается к новым ощущениям и пытается понять, нравится ли ему так сидеть. После того как за спиной оказывается подушка, а ноги удобно расположены на подставке, он признается, что ему очень хорошо. В первый раз долго сидеть нельзя, но постепенно время нахождения в коляске можно будет увеличивать, и Дима пойдет на прогулку или на занятие, чтобы узнать что-то новое.

Чтобы полностью реализовать принципы развивающего ухода, необходимо сделать несколько важных вещей. Прежде всего, организовать среду, в которой находятся ребята. Разделить комнаты на зоны для игр, приема пищи и сна. Выделить полки в шкафу и тумбочки для хранения личных вещей, которые ребята смогут брать сами. Регулярно выходить из спальни и из дома, чтобы расширять горизонт.

И, конечно, нужно учить ребят делать то, с чем они могут справиться сами: умываться и ходить в туалет, выбирать себе одежду и надевать ее, есть, пользоваться коляской. Все это повысит возможности самого ребенка и облегчит уход за ним. А значит сделает подопечных интерната более самостоятельными и готовыми к будущей жизни.

Для чего нужны волонтеры?

К сожалению, пока в отделении милосердия недостаточно персонала, для того чтобы дать необходимое внимание каждому ребенку. Поэтому мы приходим туда и общаемся и занимаемся с ними. Раз в неделю наши волонтеры проводят музыкальные и творческие занятия и раз в неделю — прогулки и игры.

Самый ценный жизненный опыт- это опыт человеческого общения, ребята из милосердия его заслуживают так же, как и мы с вами.

Приглашаем вас в нашу волонтерскую команду!