Ты — рядом

Рассказ о том, как проходят занятия в мастерских центра «Дорогою добра», и о том, как взрослые учат детей с особенностями развития, и чему дети учат нас.

Данил подставляет ладонь и как бы говорит: «Дай пять». Он видит меня впервые, но уже дружит со мной. У него большие голубые глаза, светлые волосы, он напоминает маленький моторчик, который, не уставая, носится по комнате и дергает рядом сидящих девочек за косички.

«Я люблю тебя» — говорит Олеся и обнимает меня. «Я тоже тебя люблю» — отвечаю я ей. И пусть до этого мы никогда не виделись, но мой ответ искренний.

Соня строго говорит: «Убери телефон». А затем с досадой добавляет: «Не уходи, садись рядом». Поначалу кажется, что Соня — строгая и хмурая. Но когда она слышит свое имя и чувствует к себе внимание в комнате — закрывает лицо руками.

В уютной комнате семь детей и двое взрослых — волонтер Настя и педагог и руководитель центра Лена Лянгузова. Все вместе они усаживают меня между двумя ребятами и предупреждают: не давай себя кусать и щипать.

Слева сидит пятилетняя Настя — девочка с длинными волосами, забранными в косичку. В ее движениях есть некая нервозность – Настя то берет соседку за руку, то отпускает. Иногда она произносит слова, но чаще отдельные звуки. Зато, судя по реакции на все происходящее, понимает все, что говорят волонтеры и педагоги. А взрослые, в свою очередь, понимают ее.

Справа сидит Влад. Он берет меня за руку и пытается наступить на ногу. Он почти ничего не говорит, только гудит: «ту-ту».

 

Дети с особенностями развития, по словам педагогов и волонтеров, такие же дети. И дети — в первую очередь. И только потом подопечные, ученики, пациенты.

В уютном помещении, в котором еще год назад были голые стены, теперь располагается Центр поддержки семей с детьми с особенностями развития «Дорогою добра». Здесь все дети любимы – и не важно, какой у них диагноз. Здесь научились понимать особенных детей без лишних слов и вопросов. Постоянно в центре проходят занятия для ребят с различными заболеваниями – ДЦП, аутизм, синдром Дауна и другими.

Большинство ребят в этой группе ходят сюда с сентября. Они учатся готовить, разучивают песни, занимаются творчеством, общаются. Вместе с ними все это делают и волонтеры.

Позже взрослых стало чуть больше – на занятие пришла волонтер с красивым и редким именем Глория.

— Помнишь мультик «Мадагаскар»? — улыбаясь, интересуется Глория у одного из подопечных. – Там была добрая бегемотиха Глория. Вот и меня так зовут.

Глория – студентка медицинского университета. В волонтерах она буквально недавно, но уже выбрала для себя подопечного – девочку Ирину. Ирина не может ходить, и Глория буквально носит ее на руках.

— Ирина меня спросила, буду ли я теперь с ней заниматься. Я, конечно, сказала, что буду. Ирина сама меня выбрала, — вспоминает Глория.

А вот будущий социальный работник, студентка Анастасия, пришла в «Дорогою добра» на практику и осталась здесь волонтерить — настолько сильно ей полюбились дети.

— Не зря говорят, что дети – это цветы жизни, — рассуждает Настя. — Не важно, это дети с особенностями развития или обычные ребята. Каждый из них – личность. Например, у нас есть мальчик, который очень красиво рисует буквы и цифры. Когда я вижу, как он это делает, понимаю, что сама вряд ли смогу так красиво выводить их. Это талантливые дети, и каждый из них талантлив по-своему.

При этом Настя не отрицает, что работа волонтера – это сложная и ответственная задача, где детей нужно не только любить, но и учиться нести за них ответственность, быть начеку, когда ребята играют, чтобы – не дай Бог! – они не получили травм.

— Чаще среди волонтеров я встречаю женщин, — рассказывает Настя. — Но есть и мужчины, например, в группах, где большинство детей не ходят.

Начинается занятие, и все по очереди достают из стопки карточки с фотографиями ребят из своей группы. По фото они определяют, кто сегодня пришел, а кто нет. Лена берет гитару и начинает с ребятами петь. Дети с увлечением повторяют слова в песнях, а какие-то знают наизусть.

Когда приходит время танцевать, Олеся раздает всем маски — кому-то собачку, кому-то петушка, кому-то лошадки. Но Ирина не ходит и танцевать не может. Тогда девочки выкатывают ее на середину круга на стуле и двигаются вместе с ней под музыку. Ирина улыбается.

То, что в одной группе дети с разными диагнозами, по словам Лены, это правильно. Во-первых, диагнозы здесь не важны, а во-вторых дети образуют единое целое — чему-то учат друг друга, общаются.

Занятие заканчивается уроком кулинарии — ребята пекут пирожки. Аккуратно каждый из них разминает тесто, кладет туда творожок. Пусть получается не с первого раза — волонтеры каждому ребенку терпеливо объясняют, как нужно «запечатывать» творог в тесто, потому что знают: все, что они вкладывают в этих детей, не пройдет даром. Ни для ребят, ни для самих взрослых. Учиться доброте — тоже труд, а дети уж точно знают, что это такое.

Занятие заканчивается, приходят родители. По традиции, дети, волонтеры, родители и Лена задувают свечку и прощаются до следующего занятия.

— А ты придешь в следующий раз? — спрашивает Ирина у Глории.
— Конечно, приду. Только я домой уезжаю на следующей неделе, живу далеко, — отвечает Глория.
— Я буду тебя ждать, — говорит Ирина и обнимает Глорию.

Работа мастерских ведется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов на реализацию проекта «Творческие мастерские для детей с инвалидностью» в 2017 году.

Вы тоже можете сделать свой вклад в работу центра. Каждое пожертвование превращается в реальную помощь детям с особенностями развития и становится вкладом в их будущее.