Стажировка в центре ранней помощи «Даунсайд Ап»

15-17 марта 2012 года представители нашей организации Лянгузова Елена, Пенкина Юлия и педагог-дефектолог детского сада №119 Гребенкина Маргарита прошли стажировку в центре ранней помощи «Даунсайд Ап» г. Москва.

Цель стажировки: познакомиться с опытом работы специалистов ДСА в сфере ранней помощи и внедрения инклюзивного образования с последующим применением полученных знаний в реализации следующих проектов нашей организации: «Право на маму», «Говори! Ты это можешь!», «Разные возможности – равные права».

Задачи стажировки:

1.  Познакомиться со спецификой работы логопеда, дефектолога, психолога по ранней помощи и педагогов по раннему развитию центра ДСА.

2. Познакомиться с методическим пособием по обучению математике детей с интеллектуальными нарушениями «Нумикон».

3. Познакомиться с опытом инклюзии в образовательных учреждениях г. Москвы.

Первый день стажировки.

Мы присутствовали на групповом занятии, направленном на формирование коммуникативных, социальных, бытовых и других навыков, необходимых малышу в детском учреждении. Это групповые занятия для детей 3-5 лет, которые еще не начали посещать ДУ. Занятия проходят 1 раз в неделю. Группа до 10 человек. Занятие проводят 2 педагога.

Мы отметили для себя ряд моментов – педагог стимулирует детей к активной помощи взрослому (дети помогают строить сенсорную дорожку и убирать ее, убирают и достают игрушки и т.д.), большое внимание уделяется навыкам самообслуживания: как правильно снять и надеть обувь, помыть руки, поставить себе стул, скушать кашу (важно, что все эти навыки отрабатываются в обстановке, максимально приближенной к детскому саду).

На индивидуальные занятия с логопедом и дефектологом дети отправляются по очереди (во время групповых занятий), и здесь с каждым ребенком занимаются по индивидуальному плану развития.

Хочется отметить, что все занятия структурированы, имеют четкий план, жестко определены временные рамки всех этапов занятия, нет суеты и, благодаря этому,  дети учатся ориентироваться во времени, планировать свою деятельность, формируется способность к самоконтролю. Групповое занятие длится 2,5 часа. Несмотря на такую продолжительность, дети не устают, так как идет постоянная смена видов деятельности (каждые 15-20 минут):

1.     Приветствие

2.     Пение с элементами логоритмики.

3.     Физическая активность (сенсорная дорожка, горка из мягких модулей), сенсорные занятия (развитие тактильной, слуховой и др. видов чувствительности).

4.     Развитие речи (тематическая игра с названием предметов и действий).

5.     Закрепление бытовых навыков (трапеза).

6.     Рисование.

7.     Кукольный театр с включением в игру самих детей.

Групповые и индивидуальные занятия в данной возрастной группе проходят без родителей (с их согласия). В конце занятия педагоги беседуют с родителями, говорят об успехах ребенка, обращают внимание на то, что требует дополнительных усилий со стороны родителей дома.

Второй день стажировки.

Мы присутствовали на занятии в адаптационной группе (дети 1,5-3 года). Занятия проводят 2 педагога. Дети занимаются с родителями в течение 1,5 часов.

Занятие четко структурировано:

1. Приветствие.

2. Обучающая часть. Особенности проведения – многократное повторения материала, всегда используется сочетание объект-слово-звучание объекта – жест (например, ребенку  предъявляется  барабан – картинка с барабаном – говорится БАМ! – показывается жест «барабан»: ударяем палец о палец).

3. Свободная игра (педагог направляет игровую деятельность детей, разрешает конфликтные ситуации).

4. Игры в кругу (стимулирование общения).

5. Свободный танец с участием родителей (релаксация).

6. Ручной труд.

7. Трапеза. Здесь дети учатся вести себя за столом, есть ложкой, пить из чашки  под контролем педагогов.

Мы обратили внимание на то, что для родителей установлены четкие правила поведения на занятии: нельзя манипулировать детьми, можно только стимулировать их активность, родители преимущественно должны сохранять молчание, говорит в основном педагог, во время свободной игры родители не могут вмешиваться в игру ребенка.

В этот же день нас консультировала  психолог  по ранней помощи Алла Евгеньевна Киртоки. В результате нашей беседы мы получили ответы на многие вопросы, которые возникают при работе с семьями, в которых родился ребенок с особенностями развития, и сделали для себя некоторые выводы:

–  Раннюю психологическую помощь родителям в период шоковой фазы (в роддоме и сразу после выписки) может оказать только профессиональный грамотный психолог. Семьи, обратившиеся в ДСА, такую помощь получают в полной мере и настолько долго, насколько это необходимо родителям.

– Не нужно (иногда даже вредно) сразу давать родителям на стадии шока большой объем информации по диагнозу, особенностям, прогнозам. Информация должна даваться дозировано, по мере психологической готовности родителей.

– Психолог должен придерживаться нейтральной позиции, не высказывать свое мнение, не показывать своей позиции по отношению к родителям, которые собираются отказаться от ребенка. Именно поэтому, с такими семьями не могут работать родители детей с таким же диагнозом, так как их позиция заведомо не может быть нейтральной.

Третий день стажировки.

Каждую субботу в центре ДСА проходит занятие «Песочница».  Это группа детско-родительского взаимодействия, форма психологической помощи молодым семьям, у которых недавно родился ребенок с синдромом Дауна (дети до 1,5-2 лет).

В первый год жизни ребенка у многих родителей детей с особенностями развития сохраняются психологические проблемы, неготовность общаться в условиях реальной песочницы (во дворе дома с семьями в которых растут обычные дети), страхи, что окружающие будут обращать внимание на их «необычного» малыша, спрашивать, сравнивать, сожалеть.

В ДСА (в условиях психологической «песочницы») родители малышей знакомятся друг с другом, могут пообщаться (чувствуя себя комфортно среди таких же семей), поделиться опытом, а дети могут поиграть друг с другом. На занятии присутствует психолог, который может ответить на волнующие вопросы родителей. После занятия некоторые родители посещают индивидуальные беседы с психологом ранней помощи.

Таким образом, по мере роста ребенка, ранняя помощь в ДСА представлена следующими формами:

– дети от 0 до 1,5 лет – индивидуальные консультации педагога по раннему развитию, домашнее визитирование,

– дети от 0 до 1,5-2лет – «песочница»,

– дети от 1,5-2 до 3 лет – адаптационные группы с родителями,

– дети от 3 до 5 лет – групповые занятия без родителей (подготовка к ДУ)

– дети 6-8 лет – индивидуальные и групповые занятия по подготовке к школе.

Такая форма работы с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития, кажется нам очень важной и необходимой к реализации в нашем городе.

Материалы по теме