Специалисты «Дорогою добра» провели мастер-класс по Макатону.

Участники выучили 200 жестов и узнали, как применять их в общении с детьми.

7 и 8 августа в центре «Дорогою добра» прошел курс по языковой системе макатон. На встречу пришли больше 20 участников – в основном, учителя и работники образовательной сферы.

Курс вела руководитель центра «Дорогою добра» Елена Лянгузова.

Елена подчеркнула, что макатон вовсе не замедляет появление обычной речи. По результатам исследований 2000-х годов выяснили, что он, наоборот, приближает появление звучащей речи. Кроме того, взрослые могут расширять словарный запас самостоятельно, и также самостоятельно обучать жестам детей.

Что такое макатон?

Макатон — языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы. Технику макатон можно использовать в общении с детьми с особенностями развития, детьми с нарушениями слуха, а также с людьми, которые потеряли часть речевых навыков (например, после инсульта). Также макатон может применяться в общении с детьми с расстройством аутистического спектра. По наблюдениям специалистов «Дорогою добра», у таких детей процесс  освоения макатона идет чуть дольше, но тоже успешен.

Зачем нужен макатон?

На мастер-классе Лена Лянгузова рассказала о медицинском и социальном подходе к человеку с инвалидностью. Если в медицине человек, который передвигается на коляске, не может попасть в библиотеку, потому что не способен подняться туда по лестнице, то в социальном – потому что на лестнице нет пандуса. Макатон – это средство социального подхода, с помощью которого мы создаем для человека доступную ему языковую среду.

Чем полезен макатон?

Участники мастер-класса сами назвали преимущества макатона: дети будут понимать взрослых, взрослые – детей. Детям легче будет передать свои эмоции и потребности и делать выбор, взрослым – дать возможность выбора. Кроме того, взрослые, помогая детям осваивать макатон, параллельно улучшают детскую дисциплину и вырабатывают умение ждать.

Какие слова вводить в активный лексикон ребенка?

Найдите то, что любит ребенок. Например, шоколад, куклы, машинки, метро, суп,  яблоки. Может быть, ребенок любит прыгать, играть в куклы, гулять. Выберете 5-10 жестов и вводите их активный лексикон ребенка. Еще 5-10 жестов добавьте из разряда инструкций — то, что нужно именно вам для более продуктивного общения с ребенком. Это могут быть жесты, обозначающие слова или фразы «иди сюда», «жди», «пойдём гулять», «кушать», «туалет».

Специалисты «Дорогою добра» на практике убедились, что макатон помогает детям и взрослым. Вот несколько историй, которые показывают, как важно для ребенка, чтобы его понимали.

Миля может спросить, где сейчас бабушка и дедушка

Миля – веселый, активный, общительный ребенок, ей 8 лет, и у неё синдром Дауна. Год назад в активном словаре Мили было около 15 нечетко произносимых слов. Миле было сложно выразить свои просьбы и желания. Когда Миля хотела что-то попросить, она падала на пол и начинала кричать. Сейчас она успешно осваивает жесты макатон и, используя жесты и слова, может сказать: «Хочу хлеб с колбасой», «Хочу плавать», «Включи мультики», «Поедем заниматься!» С началом использования жестов Миля начала спрашивать о людях, которых в данный момент нет рядом: «Где дедушка?», «Где бабушка?» У Мили увеличилось количество активно используемых слов в звучащей речи. 

Рома может попросить на завтрак то, что он хочет

Рома не пользуется звучащей речью, раньше практически не подражал. Год назад родители Ромы на семинарах по альтернативной коммуникации в центре познакомились с системой Макатон и начали дублировать изображения на предъявляемых Роме карточках жестом. Через некоторое время Рома повторил свой первый жест «сок». Это была одна из его первых попыток подражать. Сейчас Рома может жестами выразить длинную просьбу: «Мама, дай мне, пожалуйста, сок». Рома стал при помощи жестов говорить о таких желаниях, о которых родители даже не подозревали. Например, что на завтрак он хотел бы суп, а днем – принять душ, а еще что он хочет резать ножницами и клеить.

Степа (имя изменено) может играть в театре

Стёпа живёт в Мурыгинском доме-интернате и мечтал играть в театре. Но, поскольку Стёпа не говорит, ни в один спектакль его не брали. Когда учителя начали обучать детей Макатону, Стёпа легко начал усваивать новые знания. Позже его взяли играть в театр на одну из главных ролей, слова своего героя он передавал с помощью с жестов.