Просто быть рядом

В центре «Дорогою добра» прошел семинар по интенсивному взаимодействию – специальному коммуникативному подходу в работе с особыми детьми. Подход позволяет специалистам, родителям и волонтерам общаться с детьми самыми тяжелыми нарушениями.

21-22 августа в центре «Дорогою добра» прошел семинар по методике интенсивного взаимодействия. Больше 30 человек – педагоги и волонтеры центра – узнавали, как найти общий язык с ребенком с особенностями развития и выстроить с ним коммуникацию. Семинар вела преподаватель школы «Каритас» Инна Леонидовна Рязанова.

Каждый нуждается в общении

Интенсивное взаимодействие — коммуникативный подход, широко использующийся в Великобритании и ряде других стран для общения с людьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития и серьезными коммуникативными трудностями. В подходе формулируются фундаментальные основы, или принципы того, как устроена и как работает человеческая коммуникация.

«Я не могу говорить – но это не значит, что я не хочу разговаривать с вами. Я машу руками, или кричу, или издаю разные гортанные звуки. Никто не отвечает. И я слушаю сам себя. Я чувствую себя одиноко, и очень желал бы, если бы кто-нибудь поговорил со мной. Я смотрю, как движутся мои пальцы и слушаю свои странные звуки и крики. Иногда я стучу по вещам». Это отрывок из руководства по использованию интенсивного взаимодействия, составленного Фиби Колдуэлл, известным практиком этого метода.

Общение – базовая потребность человека. Каждому из нас нужен друг, с которым нам будет комфортно, приятно и весело. Дети с особенностями – не исключение.

— Фиби Колдуэлл разделяет эмоциональную и функциональную коммуникацию. Функциональная коммуникация — она «по поводу», когда мы что-то просим, например: «налейте мне, пожалуйста, чаю» или спрашиваем: «а что ты будешь делать вечером?», — объясняет Инна. — Функциональная коммуникация очень важна, но ей не ограничивается общение. По разным данным, до 70% всей коммуникации другого плана: это эмоциональное взаимодействие, то есть возможность быть с кем-то вместе, без повода. Мы обмениваемся информацией, но содержание вторично. И ребята, которые не могут общаться функционально, тоже нуждаются в эмоциональной близости.

«Я рядом»

Итак, каждый ребенок и взрослый нуждается в общении. Но как наладить контакт с человеком, который не владеет привычной для нас коммуникацией? С помощью языка тела. В теории интенсивного взаимодействия это можно делать с помощью языка тела и движения. Российские ученые описывают язык тела, самые первые способы общения младенца как комплекс оживления, включающий улыбку, взгляд, двигательное оживление и вокализации.

Если внимательно присмотреться к четырем компонентам, можно увидеть, что все они присущи детям на ранних этапах развития, то есть до полугода. С помощью этих компонентов дети общаются с мамой, и мама, как правило, всегда им отвечает. Она делает это невольно – это заложено в ней природой. Она любит своего ребенка и радуется общению с ним.

Вспомните маму и новорожденного ребенка, когда тот улыбается ей, а она ему, не задумываясь, в ответ. Грубо говоря, она невольно отражает, «отзеркаливает» всё, что делает ребенок. Этот принцип работает в общении и с человеком с особенностями развития.

Получается, мы дублируем движения человека с особенностями развития?

Да. Но не нужно это делать механически и доводить до абсурда. Повторять всё, что делает человек, не всегда этично и безопасно для вас обоих.

Механическое «отзеркаливание» еще не есть общение. Интенсивное взаимодействие – это не дублирование, а отношение к человеку. Это уважение к человеку, к его возможностям и способам взаимодействия. Это разговор с человеком на том языке, который ему близок и понятен.

Это способ быть с человеком вместе. Мы учимся у детей их способам общения.Инна Леонидовна, преподаватель школы 'Каритас'

Интенсивное Взаимодействие нельзя подчинить никакой схеме. Здесь всё очень индивидуально, ведь каждая из сторон диалога особенная. Однако есть общие принципы, которых стоит придерживаться. Они могут показаться банальными и известными, но на практике о них часто забывают. Вот некоторые из них:

  1. Радоваться общению с другим человеком.
  2. Учиться регулировать и контролировать уровень возбуждения.
  3. Использовать и понимать значение визуального контакта.
  4. Использовать и понимать значение мимики, выражения лица.

Кроме того, есть несколько простых правил:

  1. Получать взаимное удовольствие. Тогда не понадобятся никакие указания и поощрения — само взаимодействие будет наградой.
  2. Ведущую роль в диалоге играет ваш подопечный. Ваша задача – поддерживать то, что интересно вашему собеседнику, предоставьте ему возможность направлять диалог туда, куда ему хочется.
Со временем инициатива переходит от одного партнера к другому, но когда вы только начинаете общение, важно постараться дать возможность “высказаться” первым ученику, и отвечать ему на его языке.Инна Леонидовна, преподаватель школы 'Каритас'

  1. Паузы. У вашего собеседника должно быть время, чтобы дать вам ответ. Пусть это займёт больше минуты, но дайте «ученику» время ответить или отдохнуть.
  2. Не ставить никаких педагогических задач, а просто быть рядом. Это очень важный компонент. Мы привыкли быть требовательны к детям, постоянно ставить задачи. Но Интенсивное Взаимодействие не ставит перед собой никаких задач, кроме «общения ради общения».

А что получает взрослый?

От общения взрослый получает удовольствие. Люди, которые начинают Интенсивное Взаимодействие, включая родителей, очень ярко об этом говорят: «нам вернули ребенка», “наконец-то мы вместе”, “наконец-то мы можем просто радоваться жизни”. Инна Леонидовна, преподаватель школы 'Каритас'

Семинар организован в рамках проекта «Волонтеры детям. Комплексная подготовка волонтеров для сопровождения детей с инвалидностью». Реализация проекта осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Киров» в рамках конкурса проектов по поддержке социальных инициатив местного сообщества «Время созидателя» в 2018 году.