Найти контакт

Волонтеры «Дорогою добра» прошли новое обучение, чтобы лучше понимать своих подопечных.

Вчера, 22 сентября, в центре «Дорогою добра» прошел семинар по альтернативной коммуникации для волонтеров, которые помогают педагогам на занятиях с особыми детьми. Его провела руководитель центра «Дорогою добра» Лена Лянгузова.

Обучение основам альтернативной коммуникации – это традиционный семинар. Каждый год волонтеры обучаются основным способам альтернативной коммуникации, чтобы лучше помогать своим подопечным. Главное, чему был посвящен семинар, – пониманию детей с особенностями развития и поиску дополнительных средств общения с ними.

Волонтерам рассказали про такие виды альтернативной коммуникации:

— базальная коммуникация – диалог с помощью тела, мелодии и тембра голоса. Благодаря ей ребенок учится доверять, подражать, осознавать себя в диалоге, проявлять инициативу;

— символы (предметы, фотографии реальных предметов, картинки, пиктограммы, жесты);

— технические средства (коммуникаторы, программы для планшетов и смартфонов, кнопки);

— интенсивное взаимодействие – радость от коммуникации с ребенком, «общение ради общения».

Все эти виды коммуникаций используются в обучении и общении с детьми педагогами, родителями и волонтерами центра. Для волонтеров особенно важно сначала установить доверительный контакт с ребенком с помощью совместной игры и только потом переходить к диалогу на интересном для ребенка материале.

С ребенком, как и с любым другим человеком, важно соблюдать основные правила диалога. Например, если волонтер что-то спросил и не услышал ответа, это не значит, что ребенок его не понимает.

— Даже если перед вами человек с глубокой умственной отсталостью, это не значит, что он вас не понимает. Нужно дождаться, когда ребенок тебе ответит, посмотрит на тебя, что-то сделает. Даже если он бегает по потолку и висит на люстре, и, казалось бы, он все делает быстро, отвечать на вопросы он может гораздо медленнее.Лена Лянгузова, руководитель центра 'Дорогою добра'

Если ребенок не отвечает на заданный вопрос или не выполняет просьбу сразу, это не означает, что нужно выполнять за ребенка какие-то действия, не дожидаясь его реакции.

— У нас есть невидящая девочка с достаточно сохранным интеллектом. Она уже решает задачки, хотя ещё дошкольница. И когда с ней занимается наш педагог и задаёт девочке вопрос, то считает до тридцати.  Если вопрос задать снова и не дождаться ответа, девочка начинает думать заново. А через 30 секунд она на него отвечает, даже если это сложный вопрос. Она отвечает на него каждый раз, если сосчитать про себя до 30 секунд, — рассказала Елена Лянгузова.

Вторая часть занятия была посвящена обучению системе общения Макатон. Волонтеры выучили ряд жестов, которые помогут им находить контакт с ребенком.

— К нам пришла в центр семья, и первая жалоба была такая: мальчик начал драться, обижать маму и сестру. Мы настойчиво посоветовали им за лето выучить жесты, так как сам мальчик на занятиях отлично их запоминал и пользовался ими. В сентябре мама пришла и сказала: «Сын то ли вырос, то ли что, но он перестал драться». Наверное, потому что он научился выражать доступным способом, что он хочет, а чего не хочет. Поэтому первое, чему мы учим ребенка – это просить и отказываться.Лена Лянгузова, руководитель центра 'Дорогою добра'

Напоминаем, что стать нашим волонтером можно, заполнив анкету на сайте. После этого с вами свяжется руководитель волонтерского отдела Вера Коротаева и пригласит на собеседование.

Семинар прошел в рамках проекта «Волонтеры детям. Комплексная подготовка волонтеров для сопровождения детей с инвалидностью». Реализация проекта осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Киров» в рамках конкурса проектов по поддержке социальных инициатив местного сообщества «Время созидателя» в 2018 году.