Мы не хотим прощаться

Преподаватели «Дорогою добра» спросили детей о том, что им нравится и не очень, и получили неожиданные ответы. В конце 2017-2018 учебного года преподаватели «Дорогою добра» провели большое анкетирование для родителей.

Преподаватели «Дорогою добра» спросили детей о том, что им нравится и не очень, и получили неожиданные ответы.

В конце 2017-2018 учебного года преподаватели «Дорогою добра» провели большое анкетирование для родителей. Родители отвечали на вопросы самого разного плана: от изменений, которые они заметили в себе, до изменений, которые заметили в ребенке. Однако мнение родителей не может полностью выражать отношение детей: наши специалисты убеждены, что у ребенка, вне зависимости от его особенностей, должен быть выбор.

В мае 2018 года мы провели анкетирование пяти групп школьников (33 человека) которые занимались в центре в творческих мастерских.

Как это было?

Итак, что оценивали наши дети? Они оценивали каждый отдельный вид деятельности на занятиях. Мы выделили части, из которых состоят наши занятия, дети оценивали каждую из них.

Что нам ответили?

В одной из групп на вопросы отвечали восемь детей от 11 до 17 лет, все они пользуются речью, могут самостоятельно читать и писать.

Наиболее популярны, по мнению группы мастерские (занятия по керамике) — они набрали 11 баллов. На втором месте кулинария — 5 баллов. По 1 баллу набрали мультстудия, театр и танцы. 0 баллов — химические опыты.

— Результаты опроса были неожиданными. Подобные беседы (без подсчета голосов) мы проводим после каждого дня занятий. Обычно больше всего запоминаются и вызывают положительные эмоции занятия в театральной студии. Керамика на втором месте. Возможно, это было связано с порядком занятий в опросе. Мастерские стояли на первом месте.Екатерина Яркова, куратор группы

Следующие три группы ребят “голосовали” за понравившиеся занятия с помощью жетоны с пиктограммами. На вопросы отвечали дети от 8 до 14 лет с интеллектуальными, эмоционально-волевыми и сенсорными нарушениями. Все дети пользуются альтернативными методами коммуникации.

На специальную доску мы прикрепили карточки, обозначающие все виды деятельности на занятиях в течение года: круг приветствия, логоритмика, мастерские, кулинария, трапеза, круг-прощание. Каждому ребенку выдали три жетона с пиктограммами: “очень хорошо”, “хорошо” и “плохо”.  Дети по очереди прикрепляли над каждой карточной свои жетоны, и таким образом показывали, что им нравится больше всего.

Мы оценивали количество баллов следующим образом: жетон «очень хорошо» = 2 балла, жетон «хорошо» = 1 балл, жетон «плохо» = — 1 балл.

Наиболее популярны, по мнению детей, оказались логоритмика, мастерские и кулинария  — они набрали 7-8 баллов. На втором месте по популярности расположились настольные игры и физкультура – они набрали по 6 баллов.

А вот наименьшее число баллов набрали круг-прощание (- 2 балла), круг-приветствие (0 баллов) и трапеза (3 балла). Почему так получилось?

Дети объяснили, что не голосовали за круг-прощание или голосовали «плохо» не потому, что он им не нравится (дети очень любят петь прощальную песню и задувать свечу), а потому, что не хотят прощаться.

— Мы предполагаем, что было мало голосов за Круг-приветствие, потому что занятие сразу переходит в Логоритмику (без перерыва), и дети оба эти занятия воспринимают как одно — логоритмика. Та же ситуация с кулинарией и трапезой, они воспринимаются детьми как один процесс. Елена Лянгузова, руководитель центра 'Дорогою добра'

Ещё одна группа детей, которые занимались в театральной студии, тоже отвечали на вопросы при помощи пиктограмм. Это 7 детей от 8 до 10 лет. Все дети частично или в полной мере пользуются речью, на занятиях с детьми использовались элементы альтернативной коммуникации (пиктограммы, жесты).

Наиболее популярны, по мнению детей, оказалось занятие “танцы с театром” — дети оценили его в 8 баллов. Свой выбор дети объясняли так: «там мы ставим спектакль», «мне нравится танцевать», «мы придумываем разные истории», «там весело».

Вторым по популярности стало занятие кулинария. Дети объяснили выбор так: «там мы готовим всякие вкусняшки», «вкусно», «можно кушать».

Самым спорным занятием, по мнению детей, оказались мастерские, они заняли 3 место по популярности. Мнения о нем разделились: один мальчик сказал «грязно», а другой сказал «интересно лепить».

— Занятие творческое и требует усидчивости, у одних вызывает  восторг, а другим может и не понравиться.Екатерина Вдовина, куратор группы

На последнем месте оказались круг-приветствие и круг-прощание.

Трудности и планы на будущее

Мы заметили, что детям были непривычны инструкции «Выбери, что тебе очень нравится, что просто нравится, что совсем не нравится». Чтобы дети привыкли выражать своё мнение, делать выбор и осознавать свои предпочтения, мы планируем проводить такой опрос с детьми каждую неделю после занятий.

Кроме того, мы планируем убрать из голосования круг-приветствие, круг-прощание и трапезу. Они не воспринимаются детьми как отдельные активности. Зато мы хотим включить в голосования все активности в мастерских отдельно: свечи, ткачество, керамика, столярка, растениеводство, мыловарение и другие.

Для удобства детей мы хотим сделать жетоны более понятными (например, жетон «очень хорошо» должен быть побольше, «хорошо» среднего размера, «плохо» маленький).

Методику оценки результатов – баллы и их оценка – планируем сделать более точными.

Нам, педагогам, идея опроса детей понравилась. Мы увидели, что дети даже с выраженными нарушениями развития осознанно делают выбор, многие пытаются его объяснить. Это поможет нам планировать дальнейшие занятия с учётом мнения детей, выбирать наиболее интересные активности для них. Елена Лянгузова, руководитель центра

Работа Центра поддержки семей с детьми с особенностями развития ведется с использованием средств гранта Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.