Можно ли научить говорить в 10 лет?

Методику игровой логопедии в Центре “Дорогою добра” стали применять не так давно. Но результаты уже впечатляют.

«Когда в 10 лет Рома впервые произнёс слово «мама», его мама не смогла сдержать слёз», – рассказывает логопед Ольга Елькина.

Случай Ромы действительно уникальный. Обычно специалисты говорят, что если у ребёнка с аутизмом до 10 лет не появилась звучащая речь, то скорее всего она уже не появится. Но, как выясняется, бывают исключения. 

Ольга даёт Роме в руки игрушечную машинку. «В-в-в», Рома повторяет – машинка завелась, потом протягивает две зажжённые свечи. «Ф-ф-ф» – и пламя гаснет. Это называется “игровая логопедия” – методика, которая использует для вызывания речи различные опоры (жестовые, предметные, музыкальные, ритмические).

Мы соотносим звуки с предметами и понятными жестами, используем ассоциативный ряд, например, для вызывания воздушной струи берём флейту, чтобы заставить язык работать – леденец. Практика показывает, что на абстрактном уровне вызвать речь сложно, посредники действительно облегчают задачу.
Ольга Елькина, педагог-логопед

Заниматься по методике игровой логопедии Ольга начала с Ромой с октября прошлого года после семинара от Логопедического центра “Территория речи”, на котором учились специалисты Центра. До этого было несколько попыток занятий по классической логопедической схеме, но результата это не приносило. Хотя к 10 годам Рома научился подражать крупномоторным жестами, фиксировал взгляд на лице, использовал Макатон. За 3 месяца случился настоящий прорыв. Появились отдельные звуки, слоги и даже короткие слова и фразы.

Я все ещё боюсь до конца в это верить, боюсь “спугнуть” наши первые слова. Мы их очень ждали. Раньше я всё надеялась на чудо, что вот – вот его “прорвёт и на нас обрушится лавина слов”, почему то представляла себе, что раз долго не говорит, то потом он начнёт говорить сразу много-много. За пару недель до десятого дня рождения стали появляться первые слоги. Каждый новый звук, новый слог, повторение старого – это титанический труд для Романа. Он очень старается, переживает, если не получается. Сердце сжимается от волнения и нежности.Вера Коротаева, мама Ромы

*_______________________________
Специальные занятия с использованием методики игровой логопедии в Центре «Дорогою добра» проходят в рамках проекта “Я понимаю тебя” при финансовой поддержке Благотворительного Фонда “Абсолют-Помощь”.


Материалы по теме