Макатон. Начало

Не важно, что использовать для коммуникации: звучащую речь, жесты, карточки с символами. Главное – чтобы тебя поняли.

Появление речи у ребенка – очень важный этап в его жизни. Первые слова: «мама» и «папа», «хочу» и «дай», «сам» и «не буду» и «мам, вечером не жди, буду поздно» – запускают механизм развития, как часы. Ведь речь – это возможность взаимопонимания и самовыражения, самостоятельность мысли и поступков, способ взаимодействия и изменения реальности.

Но что делать родителям и ребенку, если эти часы не работают? Если речь не появилась, или начала появляться, но неожиданно пропала, или по каким-то другим причинам у ребенка нет возможности говорить?

Как, например, объяснить ребенку с аутизмом, который не может говорить и иногда даже понимать речь, что окружающий его мир не опасен, что в нем есть предметы и люди, с которыми можно взаимодействовать? А пока он это не поймет, он не сможет выйти из своего внутреннего мира, и круг замкнется.

Часто даже родители, которые искренне любят своего ребенка и дают ему все, что нужно для жизни (заботу, еду, одежду), не способны понять его возможности и дать средство для выражения своих эмоций, чувств, мыслей.

Но существуют специальные методики, применение которых дает неговорящим детям возможность вступить в общение. Это так называемые средства альтернативной коммуникации. Например, коммуникационная система обмена картинками (PECS), о которой мы уже писали, жестовый язык, интерактивно-коммуникационные доски, коммуникационные карточки-подсказки, книги разговоров, коммуникативные устройства с синтезатором речи и разные другие. С течением времени таких возможностей становится больше и больше. Важно знать о них и пользоваться ими в соответствии с особенностями ребенка.

Макатон 2

Теперь в активе педагогов центра поддержки семей с детьми с особенностями развития «Дорогою добра» появилась еще одна методика: макатон. Это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Использование жестов делает возможной коммуникацию для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графические выражения речи. Данная программа может быть адаптирована под нужды каждого конкретного пользователя и применяться на подходящем для него уровне.

Обучили наших педагогов этой методике представители РБОО «Центр лечебной педагогики» (г. Москва) Екатерина Лебедева и Анна Кибрик. Они являются единственными тренерами языковой программы макатон в России, которая реализуется в нашей стране с конца 2008 года.

Макатон 1

Все приобретенные знания, навыки и умения будут использоваться на занятиях, ориентируясь на возможности каждой отдельной группы. Если семья обучающегося у нас ребенка, пожелает узнать о программе больше и пользоваться ею, наши специалисты с удовольствием им помогут. Как правило, когда в обучение включаются и педагоги, и родители, и ребенок результат наступает значительно быстрее.

Макатон 3

Материалы по теме