Инклюзивное образование: просто вообразите возможности

“Для большинства людей технология очень упрощает жизнь. Для людей с инвалидностью технология делает жизнь возможной”.

В Кирове прошел семинар по вспомогательным технологиям для людей с ограниченными возможностями здоровья. Он был организован РООРДИ “Дорогою добра” совместно с Институтом развития образования. В нем приняло участие 93 специалиста из 47 организаций десяти районов области, а также 25 родителей, воспитывающих детей с особенностями развития.

Ведущей семинара выступила Трейси Пэрент, ее сопровождала представитель региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» Екатерина Молюкова – куратор общероссийского проекта «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне», в котором наш регион принимает участие уже второй год.

Трейси Пэрент – мама троих детей, в том числе взрослого сына с аутизмом, и специалист по вмешательству, координатор по вспомогательным технологиям системы государственных школ города Вилметт, штат Иллинойс, США. Трейси называет себя «адвокатом аутизма» и недавно разработала курс под названием «Аутизм для обычного учителя». Она выступала на региональном, национальном и международном уровнях, ее доклады транслировались на телевидении и по радио, а также разработала авторский тренинг для тренеров «Аутизм для учителя общей школы» и создала необходимый материал для участников тренинга – раздаточные материалы, кейсы, методики работы в группах, видео материалы и прочее.

Для всех учащихся, в том числе для детей с особенностями, цель инклюзивного образования – повысить уровень независимости, чтобы все ученики развивались в реалиях 21-го века, при полном участии и взаимодействии, становясь полноценными членами глобального обществаТрейси Перент

В ходе семинара Трейси поделилась опытом организации помощи людям с инвалидностью, выстроенной в ее стране (нормативная база, ситуация в образовании), а также ответила на самый важный вопрос, который встает перед родителями школьников, особенно если они испытывают трудности в обучении и развитии: как заинтересовать ребенка знаниями и сделать процесс обучения легким? Эксперт рассказала о своем опыте использования вспомогательных технологий: различных онлайн-приложений, коммуникаторов, последних достижениях техники в области инклюзивного образования.

Слушатели получили полный обзор современных вспомогательных технологий, применяемых в обучении детей с различными формами инвалидности; познакомились с уникальным инструментом, который позволяет подобрать индивидуальные технологии обучения и развития ребенка и оценить их эффективность – SETT (Student, Environment, TaskandTool); узнали о том, как поощрять позитивное поведение у учеников с социо-эмоциональными особенностями и расстройством поведения.

Трейси – очень обаятельная женщина, имеющая выразительную мимику, жесты, четкую речь, которую даже без переводчика иногда могли понимать слушатели. Поразила дисциплинированность и организованность, умение держать себя перед публикой, не показывая усталости после поездки.

Мне было важно увидеть те вспомогательные технологии, а мы бы назвали – пособия для обучения и воспитания, которые применяются у них в работе. Теперь остается только позавидовать. Нам хотя бы долю того, что могут позволить себе учебные заведения в Америке.

И очень поразило то, что на 6 учащихся с отклоняющимся поведением там приходится 8 специалистов. А у нас на 14 учащихся почти такой же категории один учитель. И мало кто придет на помощь, потому что у специалистов масса своих дел. Галина Булдакова, учитель КОГОБУ ШОВЗ г. Кирово-Чепецка

В завершение работы по теме вспомогательные технологии Трейси предложила провести работу в группах. Слушатели были разбиты на восемь групп, каждая из которых должна была на примере ребенка с особенностями развития разработать план использования вспомогательных технологий по нескольким направлениям (обучение чтению, письму, математике, навыкам коммуникации, помогающие улучшить мобильность, навыки самообслуживания и сделать окружающую среду более дружелюбной). Каждая группа представляла итоги своей работы перед остальной аудиторией.

Вторая часть семинара была посвящена тому, как использовать структурированное обучение на основе уровневого подхода для поощрения позитивного изменения поведения учащихся с социально-эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Трейси познакомила слушателей с методиками работы, которые могут помочь справиться со сложностями этой категории учащихся, поскольку отсутствие продуманной поддержки в этой ситуации может закончиться исключением из местных школы, дома и сообщества, часто препятствует социальным отношениям и обучению, что приводит к снижению качества жизни человека и его семьи.

На семинаре помимо информации о вспомогательных технологиях у родителей была возможность коснуться практической стороны проблемы и задать вопросы, касающиеся собственных детей и возможных стратегий во взаимодействии с ними.

Очень важно для нас, родителей, особых детей знать, что у наших детей есть будущее обычного человека. Трейси вырастила такого ребенка и помогает другим не падать духом, заряжает своей энергией, оптимизмом. Она с радостью делится своим опытом обучения, какими-то мелкими нюансами, которые для других могут показаться незначительными, но для нас они очень важны.

Еще важной особенностью встречи я считаю обратную связь со слушателями. Дня меня очень важно, что мы поняли ее и сможем применить ее методы на практике.Марина, мама особого ребенка

Как утверждает специалист «Если изменить то, как мы воспринимаем некоторых учащихся и их поведение, это откроет двери для более позитивного взаимодействия с ними».

Материалы по теме