Если хочешь пить, моргни два раза…

Чтобы общаться с ребёнком, у которого тяжёлые нарушения или просто задержка развития, совсем не обязательно использовать звучащую речь. Способов коммуникации много: жесты, взгляд, мимика, пиктограммы, фотографии, специальные карточки, коммуникационные доски, «говорящие» кнопки и так далее.

Чем больше вариантов коммуникации, тем лучше, уверены специалисты.

Одним детям это помогает быстрее заговорить, другим даёт шанс выразить себя и быть понятым. 

О многообразии способов альтернативной и дополнительной коммуникации говорили на семинаре «АДК: о теории к практическому использованию», который прошёл в Центре «Дорогою добра» 17-19 августа.

А уже к началу учебного года педагоги Центра подготовили большую базу карточек. Вот, например, приложение к игре «Не разбуди бабулю». Кто-то из детей с удовольствием берёт у неё с подноса печенье и не пугается, когда она резко просыпается, а кто-то боится и просит поменять игру. Общение происходит с помощью коммуникационных таблиц. 

Альтернативная и дополнительная коммуникация – это уникальный метод общения, позволяющий детям выражать себя, находить возможности как-то влиять на окружение. Семинар по АДК доказал, что такая коммуникация – это некая “палочка-выручалочка” для ребёнка, так как с помощью неё он сможет выразить потребности, обратив внимание на себя. Послушав коллег из Санкт-Петербурга, я для себя выделила много полезной информации и ранее неизвестные мне способы общения с неговорящими детьми: коммуникационные таблицы, коммуникационные книги, электронные программы. С новыми знаниями и инновационными технологиями уроки будут проходить интереснее и оживлённее.Юлия Вирская, педагог школы №13

Семинар был полезен не только педагогам, но и волонтёрам, которые работают с особенными детьми, и родителям. Когда для них речь – и боль, и цель, они готовы к любым экспериментам, особенно если они основаны на крепкой научной базе. 

Я никогда не видела, чтобы так подробно раскрывали тему. Для меня было очень ценно то, что ведущие предоставили много научных данных, подтверждающих эффективность предложенных систем АДК. Как старшему педагогу мне стало понятно, как выстроить систему АДК в центре. Мы получили уже готовые образцы коммуникативных книг и панелей. Очень благодарна ведущим.Юлия Пенкина, старший педагог Центра ДОРОГОЮ ДОБРА
Ценность общения – не в его уровне, а в его наличии! На семинаре мы познакомились и заполнили матрицу общения. Это отличный диагностический инструмент, который может помочь как родителю, так и педагогу. В нём видно, что есть и куда идти в работе. Также я, как родитель и как педагог, унесла с семинара прекрасную методическую находку – коммуникативный паспорт ребенка. Отличный способ помочь ему быть успешным и дать почувствовать свою значимость, интерес к себе со стороны других людей? Каждому из нас это важно, мы любим о себе говорить, показывать фотографии, делиться личными предпочтениями. Оказывается, есть прекрасная возможность помочь ребенку в общении. Она даст ему визуальную опору, принесет реальную пользу и станет любимейшей игрушкой и первой книгой. Такой альбом поможет ребенку легче адаптироваться в садике, завести друзей, а воспитателю даст нужную информацию об особенностях и предпочтениях. Ирина Мальцева, педагог педагог Центра ДОРОГОЮ ДОБРА

Новые актуальные знания участники семинара получили благодаря сотрудничеству РООРДИ “Дорогою добра” с социальной школой «Каритас». Обучение прошло в рамках проекта «Навстречу инклюзии», который направлен на реализацию права на инклюзивное образование в Кировской области. 

Участие волонтёров в семинаре стало возможно за счёт средств проекта «Продвинутый волонтёр», победившего в конкурсе проектов по поддержке социальных инициатив местного сообщества «Киров меняется».

Материалы по теме