Чтобы понимать

Ещё одна группа освоила способы альтернативной коммуникации. Более 30 человек прошли обучение в Центре “Дорогою добра”. В течение 3 недель они активно учились новому языку, а в конце обучения сдавали экзамен.

«Я хочу выучить язык жестов, чтобы понимать собственного ребёнка», – говорит Елена Казнина. Её 10-летняя дочь Лида за 2 с половиной года занятий в школе и в центре «Дорогою добра» освоила больше сотни специальных жестов на языке Макатон. Теперь мама Лиды в отстающих. В отличие от дочки, она пока не умеет читать стихи и петь песни методами альтернативной коммуникации. Поэтому Елена пришла на семинар, чтобы этому научиться.

Руководитель центра «Дорогою добра» и ведущая семинара по альтернативной коммуникации Елена Лянгузова держит в руках стопку карточек с пиктограммами. Листает по одной. Два пальца одной руки на два пальца другой – это печенье, крючок указательным в сторону рта – это яйцо, два пальца у шеи – компот. Тема обучающего блока – еда. До этого освоили базовые жесты – “я”, “ты”, “папа”, “мама”, “дом”, “люблю” и несколько десятков самых нужных глаголов. После теоретической части – практика. Каждому нужно рассказать о своих любимых занятиях и любимой еде. Получается не сразу: в Макатоне есть жесты, которые трудно отнести к логичным, например, жест «каша».

«Я работаю волонтёром в центре «Дорогою добра», – говорит 15-летняя Лиза Остапович, – Наконец-то теперь буду понимать, что мне показывают дети, раньше полагалась на свою интуицию и не всегда правильно расшифровывала».

В группе больше 30 человек. Это родители особых детей, которым в силу особенностей недоступна звучащая речь, волонтёры, которые общаются с такими детьми, и учителя специальных школ.

«В этот раз у нас очень интересный запрос от дистанционной школы, – говорит Елена Лянгузова, – Так получилось, что дети раньше учителей научились пользоваться методами альтернативной коммуникации. Многие освоили их в интернате от воспитателей, которые ранее прошли обучение в центре. Теперь учителя хотят научиться понимать детей, ведь большинство их учеников – неговорящие».

Самое сложное, говорят участники семинара, не столько запомнить, как показывать нужное слово, сколько совместить звучащую речь с жестовой, ведь этот язык отличается от иностранного. Последний используется вместо обычного русского, язык жестов – в дополнение.

По словам участников семинара, полученные знания сильно облегчат общение с особыми детьми, ведь когда дети знают, что их понимают и слышат, они становятся спокойнее, увереннее и им не нужно выражать свои чувства через агрессию, потому что у них есть другой способ сказать, что им больно, грустно или хочется в туалет.

Материалы по теме