Бегать, прыгать, кувыркаться

В нашем центре появился специалист по адаптивной физической культуре. Ангелина помогает ребятам с синдромом Дауна научиться двигаться правильно.

Одна из черт, которые делают наш Центр поддержки семей с детьми с особенностями развития уникальным для Кировской области (по крайней мере, на данный момент), – сопровождение детей, родившихся с нарушениями развития, с первых дней жизни. Конечно, мы не начинаем тут же учить их читать, писать и считать. Но есть такие направления поддержки, которые полезны и эффективны даже для наших самых маленьких подопечных.

Вот, например, шестимесячная девочка Анечка. У нее синдром Дауна. Одна из особенностей этих детишек – сниженный тонус мышц и гипермобильность суставов. Что это означает в переводе с медицинского на русский? То, что такие ребята оказываются малоподвижны и значительно медленнее своих сверстников осваивают основные движения тела: поздно начинают переворачиваться со спины на живот и обратно, ползать, сидеть, ходить. А те движения, которые начинают совершать, оказываются физиологически неправильными, неестественными. Все это означает, что общее развитие малыша будет замедленным, ведь ребенок первых лет жизни развивается практически «на ощупь», его мозгу для работы необходима тактильная и двигательная информация, чтобы, перерабатывая ее, он устанавливал связи между предметами и так познавал мир. Но это означает не то, что ребенок с синдромом Дауна изначально не способен на развитие, а то, что ему просто нужно в этом помочь.

Так как же заставить мышцы работать, причем работать правильно, чтобы дать малышу возможность своевременно развиваться и познавать мир?

Голландский врач-физиотерапевт Петер Лаутеслагер разработал специальную методику. Она заключается в том, что обученный специалист смотрит на ребенка, на то, как он выполняет (или не выполняет) определенные движения и определяет уровень его двигательного развития. А потом составляет индивидуальный список упражнений, который родители выполняют дома, помогая малышу научиться все делать правильно. Через какое-то время тест повторяется, и по мере развития малыша задания становятся все сложнее, но зато и его движения – все увереннее и смелее.

Вот и в нашем центре появился такой педагог – специалист по физической культуре Ангелина Филимонова. Занятие с Аней начинается с капризов. Еще бы: привели неизвестно куда, отдали в руки чужой тете, которая мало того что чужая, да еще и заставляет двигаться, выполнять движения, которые иногда сложны, а иногда просто не вписываются в текущие намерения Анечки. Малышка лежит на полу в позе лягушонка, не шевелит ни руками, ни ногами. Когда она совсем устает, то сморщивает личико и начинает рыдать. Навзрыд. Приходится прервать занятие и устроить экскурсию по центру, чтобы девочка освоилась, привыкла.

Со второй попытки педагогу удается убедить Аню, что она большая молодец и умница, поэтому, конечно же, сможет выполнить все упражнения и показать все свои таланты. Девочка соглашается. Она послушно тянет ручки к игрушке, хватает ее и перекладывает из руки в руку. Поднимает ножки вверх и ударяет по бубенчику, который висит над ними, позволяет перевернуть себя на живот и вертит головой во все стороны, опираясь на локти. А уж когда ее присаживают с опорой и поддержкой, радости нет предела: теперь можно видеть не только потолок и склонившиеся лица, но комнату целиком, все игрушки, разложенные рядом, да еще и маму с папой, которые тоже болеют за дочку, подбадривают ее и чуть ли не готовы сами растянуться на полу и играть с бубенчиками, лишь бы помочь Анечке.

Таких консультаций будет еще несколько. На них девочку проверят по всем необходимым показателям и составят программу занятий, которая поможет ей научиться правильно ползать, сидеть, ходить, бегать, прыгать и даже кувыркаться. И вся эта работа возможна только при поддержке добрых, неравнодушных людей. Узнайте, как сделать жизнь таких ребят, как Аня, лучше и счастливее, на нашей странице помощи. Вместе мы изменим жизнь особых детей к лучшему!

Материалы по теме